В прошлом году мы опубликовали несколько статей под рубрикой «Тайна архангельского петроглифа» (18.09.13; 25.09.13; 02.10.13). Исторические находки в Вельском районе сделал известный фотохудожник и писатель Николай Чесноков. Публикации в газете подготовил тоже он.
К сожалению, мы не получили комментариев от специалистов. На самом ли деле в Вельске сделаны исторические открытия? Сегодня мы снова предоставляем слово Николаю Чеснокову, который расскажет о новых находках. Надеемся, что на этот раз специалисты откликнутся.
Чтобы не потерять нить повествования и понять, о чем же идет речь, сначала вкратце напомню об открытии, сделанном еще в 2013 году на берегах Вели. Там, рядом с одним из деревенских домов, был найден большой камень с выбитым рисунком, очень напоминающим карту. Решил, что случилась сенсация: найденный петроглиф – древнейшая из карт доисторической Руси! Следуя рисунку, сделанному древним каменотесом, был найден каменный идол, вероятно, изображавший языческого бога Велеса, а также великое множество орудий труда первобытного человека.
Возможно, название реки Вель, да и самого города Вельск, связано с культом языческого бога Велеса? Появилась и такая версия – Вельск – языческий культовый центр, это древнейшее поселение, которому около 6000 лет. Первым делом сделал попытку совместить древний петроглиф с современной картой города Вельска. На камне особо отчетливо был выбит центр, от которого шла «столбовая» дорога в направлении современного местечка Глинница. Древний каменотес, усердно потрудившись над этой колеей, будто указал, куда идти и где ожидают открытия... Они продолжались и прошлым летом.
Высокий берег реки Вель с живописнейшим видом, достойным кисти великих пейзажистов. Вероятно, эту широту пейзажа и эту красоту ощущали и люди, жившие тысячи лет назад. Спуск крутой, и ноги едва удерживались на намокшей от дождей глине. Помню, что сильно удивлялся, как по столь крутому склону умудрился пройти и не перевернуться трактор «Беларусь».
Его огромные колеса сделали очень важное дело: размесили глину и, как лопаты археологов, подняли на поверхность удивительные вещи: древние скребки, один из которых был размером с человеческую ладонь, наконечник стрелы, а самое главное – фигурку «Белый мамонт». Это был великолепный и редчайший образец первобытного искусства! Хобот, прорезанные резцом бивни, повернутая влево голова, седая шерсть, ниспадающая словно струи водопада.
Снизу, для устойчивости статуэтки, в месте, где скрываются под шерстью ноги, ровная площадка, искусно сработанная первобытным мастером. Волнение подступило к горлу: в моих руках был первобытный шедевр, несомненно, «сделанный с натуры» в те далекие времена, когда на этих речных берегах водились огромные мамонты.
Для определения возраста находки на берегу реки Вель стоит привести мнение британских ученых, которые сообщили миру, что «согласно результатам исследований Даремского университета, 14 тысяч лет назад мамонты вместе с началом потепления климата покинули Европу в направлении Сибири.
Причиной миграции животных стало повышение температуры и уменьшение традиционного корма. На местах пастбищ, где они питались, выросли леса» (www.meteovesti.ru от 20.09.10). Большинство исследователей едины в том, что великий «мамонтовый мор» произошел около 10 тысяч лет назад.
Читатель сразу оценит важность статуэтки «Белый мамонт» – бесспорной современницы вымерших гигантов, произведения первобытного искусства, которому не менее десяти тысяч лет! Несомненно, берег реки Вель в первобытные времена был обитаем. Ведь и сегодня на каждом шагу лежат, словно вчера оставленные, первобытные орудия: скрёбла, скобели, камни, напоминающие молоты и древние рубанки. Их сотни, и каждый камень, случайно поднятый с земли, имел следы обработки и представлял археологический интерес.
Встречались и артефакты, сделанные из гранита, что говорило о чрезвычайно далеких временах, предшествующих эпохе кремния и об исключительной древности поселения Глинница. В глаза бросалась еще одна необычная деталь: многие камни имели округлые углубления и даже отверстия, и я назвал этот участок суши – «Берег дырявых камней».
Именно этот берег замыкал, как бы брал в клещи пятидесятиметровый залив с довольно узкой горловиной. Предназначение его подсказал здесь же найденный камень – барельеф, с четким изображением рыбы, вместо хвоста у которой была гримаса идола со свирепо выпученными глазами. «Идол-рыба» подсказывал о явно ручном создании рыбной заводи, большого первобытного рыбного загона.
Рыбалка в первобытные времена была делом коллективным, и вот как это происходило: все племя, включая мужчин, женщин, подростков и даже детей, разделялось на две группы, которые далеко заходили в разные стороны вверх и вниз по течению Вели.
Брали друг друга за руки, и выстраивались поперек реки, потом с невообразимым шумом шли навстречу друг к другу, пугая рыбу, и загоняя ее именно в эту рукотворную заводь. Далее преграждали камнями проход, и отныне только и оставалось потреблять в пищу свежую рыбу! Зимой залив до дна промерзал, становясь своеобразной холодильной камерой, в которой никогда не кончалась свежемороженая рыба.
Это простое и в то же время гениальное решение было источником пропитания, всегда сытой жизни этого племени. Вероятно, что рукотворная «Рыбная заводь» на Вели – один из самых крупных археологических объектов из всех, когда-либо найденных на территории Архангельской области.
Вельская Мадонна
У кромки речной воды заметил камень очень неожиданной формы. Это была изображавшая женщину каменная статуэтка: тонкая шейка, покатые плечи, вздернутый нос, заостренная нижняя челюсть, асимметричная копна волос. Необычайно красивым было объемное изображение глаза, века и пышных ресниц.
В нескольких местах по краю прически статуэтка была аккуратно обработана резцом первобытного скульп- тора, что говорило: соавтором природы был древний художник, который не просто видел красоту и прекрасную форму, но на свой вкус подправлял удивительный природный камень.
Несомненно, «Вельская мадонна» напоминает некоторые женские образы всемирно знаменитых Пикассо и Дали.
Можно с уверенностью сказать, что в ту суровую пору не все представители первобытной эпохи только и делали, что «боролись за выживание», но были и те, кто видел прекрасное и стремился к красоте, даже обладал абстрактным художественным мышлением...
При внимательном осмотре древнейшей статуэтки можно отметить, что все ее края до блеска отшлифованы в шершавых человеческих ладонях. Вероятно, тысячи лет эта драгоценная реликвия бережно передавалась из поколения в поколение. Женская фигурка была неким идолом для поклонения, имела для племени Вели ритуальное предназначение. Возможно, это богиня Макоша? Из пантеона древних языческих богов самое главное и самое почетное место было именно у нее – супруги бога Велеса.
Своей находкой я поделился с Ниной Николаевной Рогозиной, бывшим директором Вельского районного краеведческого музея, которая сказала, что с великим волнением держит в руках эту древнейшую статуэтку, что не сомневается – в этом женском образе заключается ключ к пониманию очень древней истории Вельского района.
Немного успокоившись, Нина Николаевна и мне преподнесла встречный сюрприз, показала сделанную современным резчиком фигурку богини Макоша. История замкнулась, совершив грандиозный орбитальный полет длиною в многие тысячи лет.
http://pravdasevera.ru/culture/-hb155kw6
|