3 декабря, имели честь присутствовать на публичных слушаниях по проекту бюджета МО "Кулойское" на 2016 год.
Сразу бросилось в глаза отсутствие депутатов. Из 10 народных избранников интерес к публичным слушаниям проявили только Петровская С.П. и Попов А.А. Чем будут руководствоваться отсутствующие на слушаниях члены представительного органа при утверждении бюджета? Видимо только информацией администрации на депутатских комиссиях. А мы наивно полагали, что слушания проводятся, в первую очередь, для депутатов, чтобы они знали мнение тех, чьи интересы они представляют.
Жители МО «Кулойское» тоже интереса к бюджету не проявили, на публичных слушаниях присутствовали лишь 3 человека, не имеющих отношения к органам местного самоуправления.
Финансист администрации бойко и по-деловому доложила об основных параметрах бюджета. На первый взгляд проект бюджета на 2016 г. выглядел вполне обычно: доходы – 22034,4 тыс. руб., расходы – 24056,9 тыс. руб., дефицит – 2022,5 тыс. руб. Однако, при более внимательном рассмотрении проекта бюджета появились вопросы и по доходной, и по расходной частям.
Как и прежде, основу доходов бюджета составляет НДФЛ - 11 млн. руб. или половина всех доходов. Стоит заметить, что ежегодно прослеживается негативная тенденция к снижению НДФЛ в среднем на 1 млн. руб. в год. Как вся страна плотно сидит на углеводородной зависимости, так и МО «Кулойское» имеет неизлечимую зависимость от данного налога. Никаких попыток избавиться от этой зависимости не предпринимается. Налог на имущество физических лиц запланирован в размере 320 тыс. руб. – всего лишь 1,45% от доходов. Земельный налог запланирован в размере 1,9 млн. руб., что составляет всего лишь 8,6% от доходов (+ 200 тыс. руб. к бюджету текущего года). Цифры красноречиво и убедительно свидетельствуют о полном отсутствии планомерной работы с налогооблагаемой базой.
Много споров вызвала запланированная сумма доходов от сдачи в аренду муниципального имущества – 2,4 млн. руб. Основными арендаторами муниципального имущества являются организации коммунального комплекса. Эти же организации на протяжении нескольких лет являются и основными должниками (неплательщиками арендной платы), что подтверждается судебными разбирательствами.
Настораживает отсутствие в проекте бюджета доходов от приватизации муниципального имущества. Из пояснений зам. главы администрации Николаева М.В. следует, что администрация планирует приватизацию имущества водопроводно-канализационного хозяйства, но план приватизации пока отсутствует.
Счастье привалило, откуда не ждали – впервые МО «Кулойское» получит 1,5 млн. руб. дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности из бюджета области.
В планируемых расходах позитивным моментом стало заявление администрации о намерениях продолжить асфальтирование автобусного маршрута по ул. Дзержинского и ул. Гагарина с устройством водоотводных канав и тротуаров, завершить асфальтирование тротуаров по ул. Мира.
На этом положительные моменты заканчиваются. Ряд полномочий и вовсе не нашел отражения в проекте бюджета. К примеру, на вопрос местного значения по организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения, несмотря на письменные заверения главы администрации, средств не предусмотрено. Предусмотренные расходы на физическую культуру и спорт в размере 396 тыс. руб. даже с большой натяжкой трудно назвать исполнением полномочий по обеспечению на территории поселения условий для развития массовой физической культуры и спорта. Основная часть этой суммы предусмотрена на содержание здания ДЮСШ и коммунальные расходы, и только 127 тыс. руб. на проведение спортивных мероприятий.
На текущее содержание автомобильных дорог общего пользования в границах населенных пунктов (37 км) предусмотрено всего около 500 тыс. руб. При этом более половины дорог требуют отсыпки, без которой их грейдирование невозможно.
Не предусмотрены расходы на капитальный ремонт объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. По заявлениям администрации необходимости в данных расходах больше нет, так как все необходимые ремонты уже произведены в предыдущие годы. Поскольку планы администрации предусматривают приватизацию доли в ООО «Водоканал Кулой» и передаче на праве концессии имущества теплоснабжения, объекты, которые не удалось отремонтировать, будут проблемой будущих концессионеров или новых собственников после приватизации. При этом средств на подготовку необходимых и обязательных для концессии документов в расходах тоже не предусмотрено. Такие заявления, при отсутствии конкретных, согласованных с представительным органом, планов приватизации и концессии, выглядят очень эфемерно. Чего не скажешь о состоянии объектов. К примеру, состояние сетей теплоснабжения от котельной № 1, состояние большинства сетей водоснабжения близко к критическому. Указанные сети с момента постройки капитально не ремонтировались и имеют предельный физический износ, о чем красноречиво говорят постоянные аварии. Такое состояние сетей в совокупности с явной убыточностью данного вида бизнеса, не способствует повышению интереса потенциальных инвесторов, на которых администрацией возлагаются огромные надежды.
После увеличения размера платы за пользование жилыми помещениями по договорам социального найма в 4,5 раза! в бюджете так и не появились расходы на капитальный ремонт помещений (квартир) муниципального жилищного фонда. Между тем, количество муниципальных квартир, требующих капитального ремонта увеличивается с каждым годом. С началом действия Программы капитального ремонта многоквартирных домов на территории Архангельской области, реализуемой региональным оператором, существует объективная необходимость вместе с общим имуществом в многоквартирных домах производить и капитальный ремонт жилых помещений.
Верхом самоуверенности или некомпетентности администрации является отсутствие в проекте бюджета поселения на 2016 год расходов, связанных с исполнением вступивших в законную силу решений судов. Даже не попытались разделить ответственность с Советом депутатов! А ведь есть решения судов, напрямую связанные с исполнением полномочий и затрагивающие права значительного количества граждан, проживающих в поселении. К примеру, по иску прокурора Вельского района Вельский районный суд обязал администрацию МО «Кулойское» сделать уличное освещение на ул. Гагарина и ул. Заречная.
К слову сказать, совсем простые вопросы первоначально вызывали у работников администрации полный ступор и онемение. Долго не могли вспомнить количество вступивших в силу решений судов, требующих бюджетных ассигнований. Аналогичную реакцию вызвал и вопрос о том, в каких федеральных и региональных программах администрация МО «Кулойское» планирует принимать участие. По реакции было сразу понятно, что ни в каких! Незачем, видимо, нашему поселению привлекать к себе внимание и дополнительное финансирование из вышестоящих бюджетов.
Глава администрации не ответил ни на один заданный вопрос, при этом неоднократно повторил, что ситуацией владеет, однако, все вопросы переадресовывал подчиненным.
Хочется надеяться, что перед внесением в Совет депутатов, проект бюджета администрация все же доработает. В заключение хочется пожелать Совету депутатов мудрости, терпения и внимания к проблемам своих избирателей.
Михаил Чернушенко, https://vk.com/public82575845
|