Вельск сможет достигнуть уровня нормального города не раньше 2020 года…
Управляющая компания «Энергия Белого моря» по поручению правительства Архангельской области совместно с Институтом экономики жилищно-коммунального хозяйства (Москва) разрабатывает региональную «Комплексную программу модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства до 2020 года». Концепция программы была представлена в мае и одобрена коллегией министерства ТЭК и ЖКХ области. Полностью документ будет готов к сентябрю, а пока столичные специалисты вновь прибыли в Архангельск.
Рассказывает руководитель экономического направления института эксперт-аналитик Светлана БЕСЕДИНА:
- Мы провели встречи в областном министерстве экономического развития и министерстве финансов - необходимо согласовать различные экономические и финансовые аспекты готовящейся программы, наше видение развития области, муниципальных образований до 2020 года, подтвердить возможности областного и местных бюджетов. Во-вторых, сегодня мы вместе с техническими специалистами определяем основные приоритеты развития ЖКХ по разным муниципальным образованиям: будут это системы теплоснабжения, водоснабжения или водоотведения, на которых в рамках диагностики выявлены основные проблемы, их причины и намечены пути решения. Мероприятия, которые рассматривались в предыдущих программах, ни в коей мере не забыты. Сейчас рассматривается, насколько их реализация важна для области с социальной точки зрения, в плане экологических требований, качества и надежности оказываемых услуг.
- Каков будет следующий шаг?
- В течение трех недель планируем подготовить первую редакцию программы и передать на согласование. В дальнейшем, думаю, будут выбраны так называемые объекты-представители, где можно провести предпроектные работы, более подробно рассчитать экономику, какие-то финансовые моменты. Затем должно быть подготовлено соглашение на областном уровне об участии органов местного самоуправления в реализации комплексной программы.
- Дойдет ли программа до каждого поселения Архангельской области?
- Хотелось бы, чтобы она дошла до поселений. В соответствии с федеральным законом №131 и возможностями финансирования в программе будут участвовать 202 муниципальных образования. Мы не рассматриваем поселения, в которых проживают менее 500 человек и где нет коммунальной инфраструктуры. Строить там что-то новое - очень дорого, и в ближайшей перспективе мы вряд ли сможем обеспечить коммунальными услугами такие населенные пункты. Хотя есть фирмы, которые могут установить там, например, локальные источники теплоснабжения, очистные сооружения, если позволят финансовые возможности населения. Но, к сожалению, потребители не всегда хотят получать качественные услуги, потому что это дорого.
- Какова предполагаемая доля федерального финансирования мероприятий программы?
- Существуют определенные ограничения в рамках обязательств софинансирования. Есть объекты социально значимые, скажем, дорогостоящие очистные сооружения с использованием новых технологий, которые экономического эффекта не приносят, - в таких случаях возможности софинансирования 70 на 30 (70 - федеральный бюджет и 30 - областной и местный). А объекты, требующие модернизации в рамках повышения ресурсоэффективности, энергоэффективности, могут софинансироваться в соотношении 50:50 или 25:75 (каждый проект рассматривается отдельно). В рамках дальнейшей работы конкретные цифры будут уточняться. В России есть несколько депрессивных регионов, таковы объективные условия. В Архангельской области, даже по сравнению с Кировской и Тверской, где мы тоже работали и где тяжелая ситуация, - еще хуже. В северных регионах системы теплоснабжения всегда приоритетны, но в Архангельской области настолько сложная ситуация, что первоочередные меры следует принять для оптимизации не водоснабжения или канализации, а именно системы теплоснабжения. Потому что затраты в этой сфере высоки. Если ничего не делать, то они будут расти в геометрической прогрессии, огромными темпами. И вкладывать надо в то, что обеспечит ресурсоэффективность, энергоэффективность, чтобы хотя бы затормозить темпы роста затрат на эти услуги. Если в среднем по России в сфере водоснабжения, водоотведения и частично в теплоснабжении организации работают безубыточно, то в Архангельской области на безубыточность в малых поселениях мы сможем выйти только к 2015 году. До этого говорить, что они нормально функционируют, вряд ли получится. Нужны будут бюджетные дотации. На бюджет ляжет двойная нагрузка: с одной стороны, надо вкладывать в инвестиции, с другой - поддерживать ту деятельность, которая сейчас ведется. К сожалению, инвестиционный потенциал бюджета мал. В лучшем случае лишь 5-10 процентов бюджета может тратиться на инвестиции, все остальное - на льготы, субсидии, меры социальной поддержки плюс какая-то финансовая помощь организациям. -- Оптимизм должен быть обязательно. ЖКХ - это отрасль инвестиционно привлекательная, потому что здесь большой и постоянный оборот денег. Это всегда реальные «живые» деньги, но надо их правильно вложить и обеспечить возвратность. И тут есть существенный политический и административный момент. Сейчас на федеральном уровне много говорится о сдерживании тарифов. С одной стороны, сдерживая тарифы, мы оказываем помощь населению. Но, может быть, лучше принять непопулярные меры по повышению тарифов, но увеличить социальную поддержку, снизить процентный барьер, допустим, для получения субсидий, адресной помощи тем, кто в этом действительно нуждается. И организации при этом тарифе будут жить по средствам, и населению будет оказана посильная помощь. И тогда мы сможем двигаться вперед. -- Чтобы получить эффект, надо вложить деньги. Хорошо, что сейчас есть тенденция к организации региональных управляющих компаний. По 131-му закону на уровень органов местного самоуправления передали обязанности и имущество, а финансовых возможностей у них практически нет. Поэтому объединение, консолидация интересны инвестору, он приходит на серьезный объект, который можно финансировать. Решит проблему в одном маленьком поселении, следующее финансирование - на другое. И пусть Архангельская область сейчас на ступенечку ниже, но вы дотянетесь хотя бы до среднероссийского уровня. И выйдете дальше. Но надо понимать, что даже в пределах одной области не все в равных условиях: Архангельск, Северодвинск, Новодвинск придут к этому уровню к 2015 году, Вельск, Коряжма - может быть, к 2018-2020-му, а остальные приблизятся к сегодняшнему состоянию крупных городов... Но в любом случае это будет движение вперед.