В ближайшие четыре-пять лет в Архангельской области могут
закрыться большинство магазинов потребкооперации: в районах она сдает позиции
местным предпринимателям и торговым сетям. Пускать ситуацию на самотек не в
интересах правительства региона. На кону — 4,5 тысячи рабочих мест, более 500
млн рублей налоговых поступлений в год и доставка товаров в сотни удаленных
деревень, куда бизнес никакими льготами не заманишь. Чтобы удержаться на рынке,
кооператорам предлагают полностью поменять подход к ведению дел.
Сейчас при обороте 6,6 млрд рублей предприятия
потребкооперации ежегодно отдают в областной бюджет в виде налогов свыше 300
млн. Для сравнения: ТС «Магнит» перечисляет в региональную казну 100 млн рублей
в год.
В то же время 318 из 660 магазинов, принадлежащих
потребительским обществам (ПО), убыточны и существуют, по сути, благодаря
вовремя переформатированным торговым точкам в райцентрах. В Вельске, Коноше,
Котласе наиболее дальновидные менеджеры ПО на одной волне с частниками стали
активно уходить от торговли «через прилавок», а также открывать магазины с
мини-кафе, где до 80-90% товаров — продукция собственного производства, и
магазины готовой еды. Кстати, в некоторых торговых точках готовая еда за
два-три часа до закрытия продается со скидкой до 50%: грамотно распродавая
остатки, владельцы дают покупателям своеобразную гарантию, что завтра им это уже
не предложат, — в Архангельске такого пока не наблюдается.
Пытаясь вывести из стагнации важный для региона сектор
экономики, правительство области привлекло в качестве экспертной организации
ООО «Норд Коммерц», которое уже является консультантом в сфере торговых
технологий для двух тысяч предприятий региона. В частности, 19 марта на
конференции «Инновации в потребительской кооперации» шла речь о том, что
потребительским обществам пора окончательно перестать работать в стиле «сельпо»
и создать единую компанию с собственной торговой сетью под общим брендом.
«Каждое из 63 обществ имеет свою структуру управления,
отдельно ведет закупки. Самостоятельно ПО производят лишь несколько групп
товаров, остальное приобретают крохотными партиями у поставщиков и выставляют
на прилавки по совершенно не конкурентоспособным ценам, - рассуждает директор
по маркетингу ООО «Норд Коммерц» Наталья МЧЕДЛИДЗЕ. - Да и то, что
производится, за редким исключением, на рынке практически не востребовано.
Пряники и печенье, к примеру, можно купить где угодно; на месте целесообразнее
заняться выпуском масла, колбас, сыров и т. д. Стратегического планирования нет
- отсюда большие затраты и низкая рентабельность (в среднем по рознице —
1,38%)».
По оценке экспертов, создав единую компанию, ПО
существенно сократят расходы на управленческий аппарат и оптимизируют закупки,
а торговая сеть на базе магазинов, которые есть буквально в каждой деревне,
сможет составить конкуренцию «Магниту» и крупным региональным ритейлерам.
По мнению председателя совета Верхне-Устькулойского
сельского ПО Светланы МОГУТОВОЙ, потеря оптового звена имела и положительный
эффект: общества взялись за развитие производства.
«Двадцать лет назад, когда я начинала работать,
производства в потребкооперации практически не было. Сейчас, в какой
продуктовый магазин ни зайди, — везде одно и то же, у нас же есть шанс
выделиться, привнести что-то свое. Мы, в частности, делаем упор на здоровое
питание: выпуск недешевой, но уникальной в своем роде хлебной продукции, - рассказывает
Светлана Могутова. - В то же время, только возвращение к централизованным
закупкам позволит нам снова выйти на ведущих производителей муки в южных
регионах, получать сырье лучшего качества и без наценок поставщиков».
Перспектива создания единой торговой сети под общим
брендом вызывает не столь однозначное отношение кооператоров, хотя аргументов
«за» прозвучало немало.
«Объединить в сеть 600 магазинов практически нереально,
да и не нужно, - уверена Светлана Могутова. - Наверное, это более актуально для
убыточных торговых точек, чтобы они все же остались в системе потребкооперации
и не были переданы в аренду или проданы конкурентам. Требования по единой
стилистике в данном случае — дополнительный стимул привести в порядок фасад,
когда он порядком обветшал. У нас убыточных магазинов нет, есть свой бренд -
«Сельменьгахлеб». Но мы тоже открыты для перемен, если концепция будет
привлекательной внешне и в материальном отношении».
По материалам газеты «Бизнес-класс Архангельск»
|