Есть на Архангельском Севере деревушка Тарасонаволокская. Ее жители однажды вспомнили, что они – потомки граждан Господина Великого Новгорода, республики, жившей по законам демократии. И принялись в своей деревне возрождать старинные «вечевые» традиции. Русский северный мужик от природы застенчив. Старосту деревни Тарасонаволокская мне «выманить» из дома так и не удалось. Позже узнал: Андрей Викторович Паршин чистил печь и стеснялся, что у него руки в золе… Зато в «Сельском доме» я нашел его супругу Наталью. Она вместе с двумя дочерьми, Дарьей и Елизаветой, разбирала старую печь. Надо сказать, трудились до самозабвения. Еле меня заметили!
Ради этого «Сельского дома» я и приехал в Тарасонаволокскую. Дело в том, что этот дом создан на народные средства и силами жителей деревни. И по инициативе самих селян. По сути, в Тарасонаволокской создан «общинный» дом, творение, построенное коллективным разумом. Работа по преобразованию старой школы в «Сельский дом» (это официальное название) еще не пересекла свой экватор, однако в уже готовой половине собираются люди. Здесь такие народные собрания называются «вечерками». Это не клуб, ибо в «Сельском доме» не проводятся дискотеки и всякие казенные мероприятия. Это место задушевных встреч, ну и сбора общины в том числе.
Стены этого дома выкрашены в ярко-желтый цвет. Такую уж краску достали… Наталья Паршина – заведующая этим заведением. Основная ее работа – магазин, она его сторожит. За заведование «Сельским домом» она получает минимальное содержание. По сути, «Сельский дом» для нее общественная нагрузка. Хотя Наталья не скрывает, что для нее это еще и средство отдохновения души.
Про экономическую жизнь деревни Тарасонаволокской дурного не скажешь. К примеру, староста Андрей Паршин трудится в организации «Сельхозсервис» и неплохо зарабатывает. Есть в деревне лесоперерабатывающий заводик. Его основатель и хозяин Владимир Шанин – еще совсем молодой человек, но уже сумел раскрутиться, занять свое место в жестоком и непредсказуемом рынке. И рабочих своих не обижает, платит достойные деньги. Значительный вклад в общинный дом внес именно предприниматель Шанин. Он обитает в райцентре, поселке Октябрьский. Но в деревне проживает его мама… Разве можно бросить деревню, в которой родился и вырос! Тем более что Владимир учился в той самой школе, которую сейчас переделывают под «Сельский дом»…
Сердце общины – совет деревни, в него входят пять человек. В общине есть свой бухгалтер, Равиля Шумова. Бюджет деревни небольшой. Однако не надо забывать, что для обеспечения жизни важнее не денежные средства, а простые человеческие усилия. Что-то у нас в последнее время разучились ценить рабочую силу, а ведь в некоторых случаях она является решающим фактором!
Еще хорошо для деревни, что ее житель Александр Андреевич Волков – специалист администрации Шангальского сельского поселения, отвечающий за работу с отдаленными деревнями. Таких в их поселении – 19, и Тарасонаволокская – одна из самых отдаленных. Волков свою деревню в обиду не даст…
«Сельский дом» – третий проект деревенской общины. А начиналось все три года назад, с деревенского схода. На нем выбрали старосту и определили размер самообложения: каждый житель деревни в общинную кассу вносит десять рублей в месяц. Бюджетом распоряжается совет деревни, а управляет деньгами Равиля. Изначально деньги тратились только по двум статьям: расчистка дорог от снега и ремонт плотов, с которых жители Тарасонаволокской полоскают белье в реке Устье.
Начинали стандартно, назвав свою организацию по общей мерке: «ТОС» (товарищество общественного самоуправления). Но очень скоро идея переросла своих посторонних «вдохновителей»: жители Тарасонаволокской поняли, что только община, древнее деревенское устройство наиболее подходит к организации их жизни. Деревня в результате реформ 90-х годов сильно пострадала: девять лет назад здесь закрыли школу. Детей возят учиться в соседний поселок Советский, а школьное здание все эти годы пустовало и догнивало.
Когда решали, кто будет чистить дороги от снега (зимой сей вопрос самый насущный, ибо официальные власти признались в своей беспомощности), нашли двух бывших механизаторов развалившегося совхоза «Устьянский»: Павла Ивановича Шумова и Юрия Алексеевича Порошина. Конечно, на самом деле искать их не пришлось, ибо Шумов и Порошин всегда ответственно подходили к любому делу и вызвались помочь родной деревне сами. Они – местные Кулибины, сами из списанных запчастей собрали себе трактора. Впоследствии выяснилось, что на этих двух мужиках деревня держится. Так бывает: скромные работяги не только деревни, города, но и весь мир на плечах держат! Здешняя поговорка: «Кто везет – того и едут»… Шумов и Порошин на всех деревенских «проектах» трудятся больше всех. Потому что неравнодушны к судьбам родной деревни. И отменно исполнительны, не чета некоторым!
Расскажу о проектах. Дело в том, что административная система сейчас построена строго: деньги только на проекты отпускают. Ну какой бюджет сложится из десятирублевого самообложения? Ведь нынешнее население Тарасонаволокской – 206 душ. Помножьте это число на десять рублей – мизерная сумма получается… А наверху ныне любят оформленную документально инициативу. Иначе говоря, «проекты».
Так вот: первый проект назывался: «Живая вода». Сообща построили новый колодец, 10-метровой глубины. Копали всем активом, и кольца в том же составе укладывали. Второй проект, имеющий рабочее название «Мост дружбы», призван был соединить две части деревни. Старый мост обветшал, и новое строение значительно облегчило существование в деревне, ибо магазин находится в восточной части, а старики через заболоченный ручей могли и не пройти. В строительстве нового моста участвовало уже человек двадцать. Но – не больше, все же социальная активность тогда проснулась далеко не во всех.
Первоначальный бюджет «Сельского дома» – 131 тысяча рублей. Конечно, по мере роста цен его пришлось корректировать, но ненамного. 70 тысяч дала одна из общественных организаций, «Женщины России»; эти люди без громких слов помогают русской деревне. 30 тысяч «подкинула» районная власть. Остальное – местные сборы. Ну и удалось сэкономить на рабочей силе, ибо местные работали «за просто так», по совести. Здание школьное было разорено, не разграблено! В Тарасонаволокской пока еще не принято до мародерства опускаться… Бывшая школа нуждалась в значительном ремонте. Перво-наперво нужно было «раздеть» сруб и заменить три нижних венца, которые просто-напросто сгнили. Потом необходимо было поменять полы, перебрать печи. Кровля, слава богу, сохранилась, в замене нуждались только полдюжины листов шифера. Обивка вагонкой (как изнутри, так и снаружи) – отдельная «песня». Здесь помог местный «олигарх» (ибо Владимир на своем предприятии аккурат вагонку изготавливает).
Конечно, в стройке не обошлось без записных помощников Шумова и Порошина. Ну, золото-мужики, всегда готовы родной деревне помочь! Кроме них помогали еще человек десять. Откровенно говоря, в деревне не всякий способен оторваться от личного огорода и направить свои творческие усилия на общественные нужды. Все больше помощников «разговорного жанра», которые только на сходе языком чесать горазды. Наталья заметила: кто меньше выступает – больше делает. Это мужиков в особенности касается. Много в деревне мужчин, которые с руками и с головой. Но стесняются они пока свою творческую потенцию в общественных целях применить.
Хотя «Сельский дом» еще не готов, в нем уже провели День пожилых людей, День Победы. Встретили Новый год. Двух парней в армию проводили, свадьбу сыграли… Четверых на пенсию торжественно отправили. Общинный дом живет полнокровной жизнью. И благодаря ему народ поверил, что жизнь в деревне повернулась к лучшему!
То помещение, которое уже отремонтировано, предназначено будет для «женских дел». Здесь женщины будут прясть, вязать, обсуждать насущные проблемы. Телевизор, конечно, поставят. Жаль только, слишком мало телеканалов Тарасонаволокская принимает. Но если скинутся и спутниковую антенну поставят, тогда другое дело… Следующая половина посвящена будет мужчинам. Там поставят бильярд. Параллельно бабушки обязались обучать детей всевозможным ремеслам. Пусть овладевают крестьянскими умениями! Как ни крути, в жизни это пригодится…
Следом будут «вечерки», посиделки старинного типа, в которых соберутся сразу несколько поколений. Конечно, движение к полноценному «Сельскому дому» только еще началось. Но ведь это движение, а не ступор, – и движение осознанное! А значит, у деревни Тарасонаволокской есть будущее.