После запуска 15 ноября системы взимания платы с водителей 12-тонных автомобилей за проезд по федеральным трассам «Платон» по всей стране прошли акции протестов. И если до старта «Платона» дальнобойщики и предприниматели жаловались, что очередной налог — неподъемная ноша для бизнеса, то в день начала работы системы оказалось, что не каждый может ей воспользоваться, даже если готов платить.
Разговор о взимании платы с большегрузов за проезд по федеральным трассам идет не первый год. Позиция государства понятна: дороги должен финансировать тот, кто ими пользуется. О грядущих изменениях в ФЗ «Об автомобильных дорогах» все знали. Однако паника началась, когда стало понятно: никто, кроме близких к проекту, толком не понимает, как именно будет работать система, кто будет контролировать оплату. За несколько дней до вступления изменений в силу начались первые акции протеста: дальнобойщики стали блокировать фурами трассы, жалуясь на слишком высокую ставку налога и требуя его отмены.
10 ноября постановлением Правительства РФ были установлены правила взимания платы за проезд 12-тонных автомобилей по федеральным дорогам общего пользования. До 29 февраля 2016 года километр пути по трассе будет стоить 1,53 рубля вместо планируемых ранее 3,75 рубля. В марте цена увеличится до 3,06 рубля за километр, а с декабря 2018-го вернется к изначально намеченной отметке в 3,75 рубля.
«Из-за введения этих сборов многие останутся без работы: предприниматели уже сами пересаживаются за руль, иначе нерентабельно. Экономика простая. За рейс большегруза до Москвы и обратно хозяин машины получит 80 тысяч рублей. Топлива уйдет на 40-45 тысяч, 15 тысяч — водителю. Остается всего 20 тысяч рублей. С введением «Платона» 15 тысяч из них за дорогу туда-обратно придется отдать в качестве налога. Если в дороге вдруг что-то случится — прокол колеса, мелкий ремонт, штраф или подобное — то рейс в лучшем случае выйдет «в ноль», а то и вовсе даст минус», — рассказал «БК» предприниматель-дальнобойщик из Шенкурска Сергей МЕЛЬКИН.
Чтобы этого не случилось, водителям и предпринимателям Архангельской области придется увеличить стоимость своих услуг примерно на те самые 15 тысяч рублей (по максимальному тарифу «Платона» — 3,75 рубля за 1 км пути). В итоге продавцы доставляемых товаров цены также поднимут.
«Предприниматели называют разные цифры, в среднем рост прогнозируется в районе 20-30%. Больше всего возмущает, что «Платон» преподносится как налог, а по факту — все пойдет в частную контору, которая вряд ли улучшит качество дорог и условия работы дальнобойщиков, а только навредит предпринимателям. А ведь от дальнобойщиков зависят многие другие сферы придорожного бизнеса: шиномонтажи, кафе, гостиницы, мастерские», — отметил Сергей Мелькин.
По словам заместителя директора региональной транспортной службы Сергея ВУЛЬФА, основным способом доставки товаров в область остается большегрузный транспорт. За сутки регион принимает от 900 до 1000 фур, доставляющих всё: от продуктов питания и строительных материалов до автомобилей и спецтехники. При нынешней ставке владельцы этой тысячи большегрузов заплатят в бюджет страны 1,6 млрд рублей в год.
У «Платона» есть и другие проблемы: несмотря на крупные вложения и широкую сеть представительств, система работает нестабильно. «Платон» (игра слов от «Плати за тонны») разработала компания «РТ-Инвест Транспортные Системы» — дочернее предприятие корпорации «Ростехнологии». В разработку вложили более 29 млрд рублей, 27 млрд из которых — кредит «Газпромбанка», остальное — собственные средства. То есть госбюджет от нововведений не пострадал и при этом получит предполагаемый доход от работы «Платона» в размере 50 млрд рублей в год, 11 млрд из которых ежегодно будет возвращаться оператору — «РТ-Инвест Транспортные Системы».
Архангельский офис «Платона» не пустует. В первую очередь это связано с тем, что система новая и многие просто не понимают нюансов: как зарегистрировать автомобиль, кто должен снимать его с регистрации в случае продажи и т. д. Другие жалуются на то, что маршрутную карту, необходимую для проезда, не удается получить из-за ошибок в работе сайта. Сотрудникам «Платона» остается лишь объяснять, что серверы перегружены, но это не решает проблем дальнобойщиков, которым придется либо сидеть дома, либо намеренно идти на нарушения.
Руководитель обособленного подразделения «Платона» в Архангельске Анна ОХЛУПИНА объяснила «БК», как будут отслеживать нарушителей. Номера большегрузов, движущихся по федеральным трассам, будут фиксировать специальные камеры, далее программа сама распознает номер, проверит, оплачен ли водителем этого автомобиля проезд по тому участку, где был сделан снимок. Если нет - передаст информацию о нарушителе. Такое оборудование уже есть в Московской области. У нас оно появится только в следующем году. Пока же эти функции выполняет система мобильного контроля. Это обычный фургон с мобильной камерой, который колесит по М-8 в пределах Архангельской области. Такая машина на регион лишь одна.
«Маршрут и время работы контролирующего автомобиля каждый день приходит из Москвы, накануне его никто не знает. В теории это исключит возможность прокладывания пути в обход системы контроля. Водители-частники еще могут рисковать, для них штраф — 5 тысяч рублей, для ИП — 40 тысяч. А юридические лица вряд ли захотят играть в эту игру и отдать 450 тысяч рублей, если попадутся в первый раз, и до 1 млн — во второй», — добавила Анна Охлупина.
К слову, Минтранс согласился временно отменить штрафы, пока система платежей не начнет стабильно работать. Это решение было принято отчасти из-за того, что «низы» взбунтовались, а отчасти из-за того, что «наверху» тоже не все принимают «Платон».
«Я бы пошел по пути отмены этого решения, а в период действия моратория определился бы с новой системой сбора. Можно было бы в случае необходимости реализовать эту идею через акциз, что было бы справедливо и не так заметно. Смысл в том, что чем больше автомобиль, тем больше он разрушает дорожное полотно. Акциз решил бы эту проблему очень просто: тот, кто больше по размеру, тот и больше топлива потребляет», — рассказал «БК» председатель Комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Анатолий АКСАКОВ.
По его словам, в комитет регулярно приходит информация о том, что в торговые точки не поступает необходимое количество товаров, система оплаты организована неэффективно, а дальнобойщики не перестают протестовать.
По информации «БК», в Архангельской области акции протеста прошли 19 ноября в Архангельске и в Шенкурском районе, а 29 ноября шенкурские дальнобойщики планируют митинговать повторно.
«Местная администрация помех для этого нам не создает, все согласовали. На нашем уровне бороться с «Платоном» тяжело, но платить деньги тем, кто и без нас уже достаточно богат, мы не хотим. Президент же призывал, чтобы малый бизнес оставили в покое. Систему «Платон» необходимо заморозить на два-три года, чего и требуют дальнобойщики по всей стране», — добавил Сергей Мелькин.
http://www.bclass.ru/
|