Понедельник, 20.05.2024, 23:51
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

ВЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА

Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Вельск глазами гостей [20]
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Н Н Н Н
Н Н Нgoogle.com, pub-6128868224850603, DIRECT, f08c47fec0942fa0Н Рек

Вельск глазами гостей

Главная » Файлы » Вельск глазами гостей » Вельск глазами гостей

Вельские однопутки и жизнь вокруг них
07.06.2011, 08:19

  5    Июнь, 2011 at 8:23 PM

ДЕНЬ ВТОРОЙ

В ряде книг по автостопу Вельск упоминается, как удобный пересадочный пункт с железной дороги на трассу и наоборот, при движении на Архангельск и обратно. Когда в 2007-м году я впервые ехал поездом в Котлас, а затем из Котласа, то тщетно искал путепровод федеральной трассы над ЖД или наоборот. Ситуация стала мне понятна в декабре того же года в поездке на машине по маршруту Москва - Вельск - Архангельск - Пинега с ночевкой под Вельском. М8 "Холмогоры" в двухполосном исполнении пересекает однопутный перегон Вельск - Вага (ночью я даже подумал, что это обычный подъездной путь), делает три прямых угла, проходя весь город (соответственно являясь его улицами, в том числе в частном секторе). Несведущий человек никогда не подумает, что сие - есть федеральная трасса. Но тем не менее это она, родная, то что мы в Москве называем Проспект Мира, а в Подмосковье - Ярославским шоссе. "Жемчужина Севера" расположена как раз у первого поворота сразу после переезда. Из окна номера слышно и видно поезда. 

Итак, в Вельске сходятся северная и южная линии интересующего нас участка. Затем, как и на многих других участках "воркутинки" с крупными мостами, мы имеем однопутный перегон Вельск - Вага, пересекающий по мосту р. Вага и далее, после одноименной станции, обычная двухпутная магистраль. Постольку поскольку однопутный участок и мост совсем рядом, мы решили посетить его прежде чем ехать на южную ветку. Тем более, что утренняя пачка пассажирских должна вот-вот пройти. Первое, что увидели выйдя из гостиницы - это закрытый переезд и контейнерный поезд по секцией-"половинкой" 2ТЭ10МК. Вот чего-чего, а грузовой под пол-тепловоза приходится видеть ой как нечасто. Прошли от переезда на восток. Перегон очень даже симпатичный, природный и рельефный. Разве что некоторые артефакты в виде тропинок и кучек щебня, плюс активно перемещающийся народ, напоминали о том, что мы в черте города. Прошел 210-й скорый Москва - Лабытнанги под 397-м ТЭП70. Состав как всегда - солянка из вагонов ВЧД Москва-3, включая юбилейные вагоны от "России". Погода была неровная, облачность переменная. С востока проследовали 2 грузовых под 2ТЭ10МК, а в промежутке между ними на Котлас ушел наш любимый 320-й под ТЭП70-0466. Димка нарыл в лесополосе грибов. Прям везет ему на них последние два дня :) Потихоньку перемещаясь к Ваге, Димы вышли на выемку, с которой открывался отличный вид на долину реки и железнодорожный мост. Переезд на том берегу реки вещал звоном приближение поезда. И на тебе - снова половинка МК-шки и снова с контейнерным. Полный состав бумаги с Котласского ЦБК. По внешнему виду секция очень напоминала ту, что мы видели утром. Резонно предположить, что часть тепловозов оборачиваются по ст. Кулой. Во всяком случае ПТОЛ в Кулое есть, на нем всегда стоят ТЭПы , т.к. там оборачиваются пригородные на Коношу, Вересово и Кизему. Замечены там были и 2ТЭ10. Оставалось дождаться 42-й Москва - Воркута и двигаться к станции. Красный 0359-й тапок протащил серо-корпоративный состав, который при полном отсутствии солнца выглядел еще более серым. Все таки не идет старым вагонам подобный стиль, не говоря уже о том, что как правило они очень неаккуратно окрашены.


Теперь надо было дойти до станции, перекусить и ехать на Келареву Горку. Подходя к уже знакомому нам переезду, мы вдруг услышали отчетливый рокот 10Д100 сзади, и на тебе - 2ТЭ10В, да еще с припиской Иваново на борту. Здесь нынче проблемно встретить М-ку или У-шку со старыми дизелями, а уж "Вэха" то откуда взялась? Бодрый старик тепловоз прошел с составом через переезд и без остановки по Вельску, ушел на запад. Уже у входных светофоров мимо нас прополз 2ТЭ10У-К-0249. Достаточно редко на ремоторезированных У-шках встречается индекс УК, ибо в большинстве случаев так и оставляют 2ТЭ10У (равно как и УТ), однако бывают и УК, и УТК. Последние в частности я встречал среди печорских тепловозов. По какому принципу присваивают или не присваивают индекс мне непонятно. Вот и станция Вельск с красивым современным вокзалом. Тем временем объявили прибытие поезда №319 Котлас - Москва, который прибыл под ТЭП70-0474. Половина состава была в уже ностальгическом сине-зеленом окрасе Северной дороги. А навстречу пассажирскому к второй платформе прибыл грузовой. И надо же, еще один не прошедший уссурийскую реинкарнацию тепловоз, а именно 2ТЭ10У-0086. 

Пока обедали в вокзальной кафешке, вызвали такси. Молодой паренек, приехавший на девятке, узнав пункт назначения, несколько озадачился. Стало понятно, что даже живя в Вельске, на Келаревой Горке он никогда не был и как ехать туда представляет слабо. Мы то примерно знали по карте, ну а малый стал расспрашивать детали по телефону у коллег. 

- Блин, она меня к вам в наказание послала! - сетовал таксист на диспетчера, - Вчера на свадьбе гулял, сегодня опоздал на работу.

Мы было подумали, не о той ли буйной свадьбе речь, что вчера гремела в Жемчужине Севера. Оказалась другая. Их в минувшую субботу в Вельске было аж три штуки. Пока разговаривали выехали на М8, проехали уже известный нам переезд. Двухполосная, но вполне качественная трасса быстро привела нас к повороту на Коношу. Здесь асфальт был похуже, но тоже по российским меркам весьма сносный. В остальном типичное местное шоссе, прорезающая по очереди леса и села, ныряющая в низины и взлетающая на пригорки. Большую часть пути ехали вдоль той самой южной валдеево-вельской линии, а перед поселком Солгинский свернули вправо на плотную грунтовку, под указатель на уже известную нам Усть-Шоношу. Затем переезд, откуда открывался красивейший вид на длину р. Вель и железнодорожный мост. Теперь ясно куда идти, оставалось найти станцию, а также оценить расстояния и время. Однако тут мы немного подзаблудились. Такси несло нас к Усть-Шоноше, а поворот на Келареву Горку куда то пропал. Только поняв, что что-то не так, развернувшись и расспросив водителя встречной черной Волги, мы поняли, где проскочили еле заметную "отворотку": в непосредственной близости от переезда. Нашли, свернули, пять минут по ямкам и вот он деревянный вокзал. На боковом крыльце при входе в помещение дежурного весело разговаривали милая девушка и паренек в желтом жилете. Это были молоденькая ДСП и молоденький помощник той самой Вэшки, что мы повстречали в Вельске. Таксист, поздоровавшись и перекурив с приятелями (как выяснилось) умчался в сторону города, а мы достали бумаги и принялись показывать Валентине (так звали ДСП). Девушка схватилась за голову со словами: "Гоосподи! Откуда вас принесло..." Помощник засмеялся, узнав в нас тех двоих ненормальных, что общелкали несчастный тепловоз за два часа до этого. Валя тем временем звонила ДС, зачитывала бумаги, расшифровывала подписи, после чего, успокоенная, сказала: "Снимайте!"

На станции, помимо 2ТЭ10В стояла МК-шка, с грузовым. Последняя тронулась в тот момент, когда мы двинулись в сторону четной горловины. С минуты на минуту должна была пролететь "Полярная Стрела" на Москву и надо бы успеть дойти до тупиковой призмы. "Ворошиловградка" мирно курила на станции, ожидая своей очереди. Со стороны Вельска на горе мелькнул прожектор и через несколько минут мимо нас промчался грязно-розовый ТЭП70-0437 с коротким составом, в котором только наполовину угадывался от классический 21/22-й лабытнангский экспресс. Половина вагонов красно-серые, да и не первой чистоты. Впрочем последнее поправимо. Скорости надо сказать здесь ни чета перегону Юра - Усть-Шоноша.




Погода портилась, тучи ходили кругами, а мы не торопясь шли по перегону Можуга - Келарева Горка. Километраж здесь обозначался двухзначными цифрами и шел от Валдеево, что подтверждало информацию о том, что этот ход новый, построенный позже исторического северного. Возле главного пути четко угадывались остатки еще одгого - разобранного, который шел параллельно магистрали около километра от нечетной горловины, а затем терялся в кустах. Рискну предположить, что путь этот, кстати обозначенный на многих картах, вел некогда в поселок Солгинский. И скорее всего к деревообрабатывающему комбинату, судьба которого плачевна. Равно как и Солгинской УЖД, одной из самых протяженных узкоколеек Архангельской области, которая шла далеко на юг до д. Дощаное и далее разветвляясь. Дорога полностью разобрана, а комбинат разорен в лихих 90-х. Сам поселок Солгинский по информации из сетевых источников тоже потихоньку приходит в упадок. Какое то страшное де-жа-вю...

Тем временем со станции послышался протяжный гудок и затарахтел двухтактный дизель. Одновременно с этим пошел дождь. Картинка конечно выглядела впечатляюще: солнце, освещающее осенний пейзаж, усиливающийся поток воды с неба и выползающая из кривой классическая "бубнилка". Момент незабываемый. А сколько времени еще был слышен этот звук после прохождения поезда! Минут 15 - 20 не меньше. Слушая эту "тепловозную симфонию", путешественники мало помалу дошли до знакомого нам переезда. 

С Келаревой Горки тем временем примчался еще один грузовой и на тебе - под знакомым нам 2ТЭ10УК-0249. Значит я не ошибся я в предположениях о том, что часть тепловозов оборачивается по Кулою. А вот и знакомая река Вель, красивая как и в Усть-Шоноше. На высоком берегу виднелись несколько старых изб деревни Келарева Горка, где по словам дежурной народу проживало еще меньше, чем в Юре. Человек пять всего. На этот истинно русский пейзаж можно смотреть бесконечно. Особенно осенью. Небольшой запас времени был и перейдя мост мы присели невдалеке от него. Судя по всему нас снова вот вот накроет дождь. И похоже снова солнечный. С Вельска опять шпарил товарняк. Модернизированная 409-я У-шка просвистела с наливным. Кадр вышел странным и пересвеченым, но что поделаешь при таком небе. И тут жахнул такой ливень, что спасаться было бесполезно любым образом. Сквозь пелену воды освещенные золотистым светом окрестности смотрелись совершенно фантастически, а деревня на холме и вовсе картинно. Пора было идти назад к станции, да и восседать под таким потоком было неполезно. 

Но не успели мы выйти на мост, как дождь начал спадать, а нашему взору предстало еще более великолепное зрелище: восхитительной красоты двойная радуга прямо над линией железной дороги. Она будто вырастала из леса справа и впадала в реку слева. Сколько же на это можно смотреть?! Бесконечно. Наши глаза и фотоаппараты промокли, так как их оптика не обращала никакого внимания на дождь. 
Впрочем спустя несколько минут он прошел. И наступил классический осенний вечер, освещенный насыщенным желто-красным светом. Мы не помнили, как дошли до станции, стараясь снять каждую мелочь, ибо каждая мелочь в таком свете смотрелась совершенно особенно. А уж в каких красках на границе света и тени была сама станция Келарева Горка - это словами не передать. Надеюсь наши объективы смогли передать хотя бы часть этого великолепия. 

До поезда оставалось менее получаса, когда мы зашли в помещение дежурной, где по прежнему находилась прелестная Валя. Показав на пульте, где находится наш 33-й скорый (а он был уже на подходе), поставила чайник и напоила странников кофейком. На вопрос, почему же именно этот поезд, пролетающий от Коноши до Вельска без остановок во время следования из Москвы, стоит по каждой станции южной ветки на обратном пути, Валентина пояснила просто: развозят дежурных на работу и домой. Как же забавно всё организовано. Даже пассажирские отчасти расписаны под железнодорожников. А собственно куда деваться при столь слабом пригородном движении? Тем временем со стороны Можуги прибыл пригородный Вересово - Кулой, состоящий из очередного грязно-розового котласского "тапка" и плацкартного "пидвагона". Вот чего чего, а корпоративных вагонов в пригородном движении на Северной я еще не видел. Этим поездом приехала дежурная сменщица, потому состоялась аналогичная вчерашней "передача власти".

У пригородного с пассажирским было скрещение. Последний уже зашумел на горке, а затем и вспыхнул прожектор тепловоза. Через несколько минут мы бежали бегом с вещами к нашему 9-му вагону. И тут случился еще один показательный прикол. Проводницы купейного Аммендорфа, формально открыв двери, даже не тронули фартук, видимо совершенно не рассчитывая на пассажиров. Без преувеличения, они смотрели на нас ошарашенными глазами.

- Ребята, а вы куда?..
- Вообще то к вам, в 9-й вагон
- А вы докуда?...
- До Москвы!
- И что, у вас и билеты есть?

Мы покатились в истерике.

- Да, девушки, да! Два билета, купейные от Келаревой Горки до столицы :)

Только после того, как мы помахали билетами, нам таки позволили залезть в вагон. Факт посадки по этой станции до Москвы, да еще с билетами распечатанными в электронном терминале, произвел неизгладимое впечатление на проводниц. Мы оказались первыми за время их работы, севшими по ст. Келарева Горка, о чем поведала милая проводница, выдавая бельё. Вот такие бывают в жизни неожиданности. В окне пригородного мелькнула улыбающаяся Валя. Помахали друг друга и разъехались.

Такое ощущение, что стемнело, как только отъехали от станции. После прогулки под дождем, уют в купе чувствовался особенно. Потом ужин, прогулка по Коноше первой и уже перед сном по сигаретке в Вологде, где к нам подсела пожилая супружеская чета. В начале десятого утра два Димы вышли на Ярославском вокзале Москвы и разбежались по делам. Поездка закончилась.

ИТОГ. Двухпутная магистраль Коноша - Котлас - Воркута разделяется в Валдеево на две однопутных линии. При этом северная была построена вместе с основным ходом Печорской железной дороги и имеет сквозной километраж от Москвы, а южная позже, предположительно в процессе двухпутизации всей воркутинки. Движение по линиям организованно подобно левостороннему: северная - четная, южная - нечетная. Исключения составляют поезда, о которых говорилось выше - 320 и 372-й, а также пригородные - две пары Коноша - Кулой и одна Вересово - Кулой. Редко, в каких либо внештатных ситуациях или при необходимости, от этих закономерностей отступают и наверно есть вероятность встретить нечетный грузовой в Юре, а четный в Можуге, но в целом всё происходит так, как описано. Пассажирские, делающие остановки по обеим веткам имеют общие вагоны и выполняют роль дополнительных пригородных, а кроме этого перевозят ДС и ДСП на работу и с работы. Что мне осталось непонятным, так зачем изначально второй путь (южный) проложили таким образом, отдельно. Рельеф здесь не таков, чтобы вносить столь серьезные коррективы в строительство второго пути. Поэтому можно лишь предполагать. Первое что напрашивается при взгляде на карту, это цель сократить расстояние хотя бы в одном направлении. А соответственно и энергозатраты. Ведь в отличии от петляющей северной линии, южная практически прямая. Да и Полярная Стрела неслась со скоростью, которая в районе Юры вряд ли достижима. Таким образом ускорили прохождение поездов нечетного направления. Вторичной причиной могла быть цель соединить поселки южной ветки с магистралью, а особенно Солгинский, с его комбинатом и протяженной узкоколейкой, организовав перегруз продукции на широкую колею и вывоз её в Коношу или Вельск. Остатки подъездного пути мы как раз видели. Но это лишь предположения, возможно время предоставит более точную информацию. 

Ну а самый грустный вывод состоит в том, что деревня умирает, узкоколейки и ведомственные ЖД безжалостно уничтожаются, что мы видим на примере и Шоношсккой дороги, и Солгинской УЖД вместе с ДСК, и прочими дорогами, к ним примыкающим. И это, увы, общероссийская тенденция. Насмотрелся я этого в родной Костромской области, когда уничтожаются готовые предприятия. То же самое по Архангельской. Что ж это за государство такое, кторое уперлось в инновации на фоне сотен тысяч неосвоенных гектар земли, заброшенного леса и гниющих в труху селений. А как следствие - вымирания села.Где еще в мире такая огромная площадь так бездарно разбазаривается. Одна только Юра, а также Тегринский КЛПХ, баба Шура Шмидт и спившийся Игорек - нагляднейшая иллюстрация всего этого. При таком подходе будущее нашей страны для меня крайне сомнительно. Ибо оно однобоко и перекошено в чью то сторону.

http://dsbalandin.livejournal.com/57069.html#cutid1

Категория: Вельск глазами гостей | Добавил: админ
Просмотров: 2436 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
ComForm">
avatar