Из
цикла: Вельская история глазами детей
Поликарпова Вероника, 13 лет, 7 класс
МБОУ
«Судромская СОШ №13» -- научный руководитель: Горбунова А.Н. – 2012 год.
Мы
находимся с вами в поселении Судрома, Вельского района, Архангельской области.
Располагается наша деревня по обоим берегам реки Вага. В состав Судромы в начале
20 века входило 23 деревушки. Все они располагались недалеко от реки. Вага,
неоднократно меняла своё русло, и жители были вынуждены отселяться на
безопасное расстояние. Из одной деревни получалось три. Например; д. Пайтово
из-за угрозы смыва рекой расселилась, и получилось Семеново (Телешевская),
Жилино (Трофимовская) и современное Пайтово.
Ещё один пример - д. Прилук. Одна его часть носит название старый Прилук. Это бывший центр
поселения. Или старый Погост. Там раньше была церковь, кладбище. Из-за того,
что река подошла очень близко, часть жителей выехала, образовав д. Дьяковскую,
а часть осталась там же, только чуть отселилась ближе к лесу.
Старый
Прилук разительно отличается от современного Прилука. Дома там все большие,
выстроенные примерно в одно время. Располагались они вразброс, кто как
поставит. Во время весеннего половодья деревня часто затапливалась, и люди
плавали от дома к дому в лодках и даже в пивоварных котлах.
Именно
на старом Прилуке и находится дом, о котором мне хотелось бы рассказать. На
сегодняшний день этот дом уникален. Он поставлен на учет как памятник
архитектуры 19 века. Второй дом - памятник
находится в д. Луневская. Дом в д. Прилук имеет необыкновенные росписи
по фасаду. Также расписан был дом и внутри (филёнки шкафов, лавки, филенки
дверей). На сегодняшний день эти росписи утрачены. А вот фасад дома по-прежнему
привлекает взгляды судромчан.
По
своей архитектуре дом тоже не совсем обычен. Но таких домов было в Судроме
много. В Луневской, более пяти, на Прилуке с десяток (осталось два), в
Дьяковской два (сейчас один увезен в д. Лукинскую, но первоначальный облик
утратил), на Иванском три (на сегодня
один), в Пайтово точное количество не известно (деревня горела в 30-е годы, на этот день – один). Точное
количество похожих домов на правой стороне подсчитать невозможно (правобережных
деревень сейчас нет). По словам местных жителей - дома такого типа принадлежали
богатым крестьянам. На Прилуке таковых было много.
В 30-е годы 20 века там проживала 51 семья. Село было большим, зажиточным.
Через него шёл Московский тракт.
Дом,
о котором идет речь, принадлежит семье Поповых.
Построен примерно в середине 19 века (точная дата строительства не
известна). Владельцами этого дома были Попов Егор Семенович и Попова Марфа Асекритовна, но строили этот дом
родители Егора Семёновича. Дом был
построен из лиственницы, обшит тёсом. Тип этого дома крестовой, а углы
построены в чашу, что характерно для домов построенных на р. Ваге. Стоит он на
камнях. Тип строительства угро-финский (иначе его называют ещё старо-русским
типом). Дом двухэтажный. Первый этаж высокий, на нем расположена нижняя изба -
подклеть (слева) и теплый хлев для скота (справа). На втором этаже верхняя изба и «чистые половины» - горницы.
На чердаке вышка или светёлка. Окно вышки выходит на лицевой фасад. Перед ним
балкон с декоративным портиком. Балкон представляет собой подобие
четырехколонного портика со своим фронтоном, прорезанным одной аркой.
Устройство
балконов в богатых крестьянских домах явилось данью вкусам классицизма. Так
называемое городское влияние проникало на север по самым оживленным трактам –
среди них Московский тракт. Роспись
находится на плоскости фронтона,
подшивке балкона и свесов (выносов) кровли, на наличниках и ставнях. По двум
сторонам балкона имеются изображения
мифологических животных: льва и единорога. Исследуя, почему именно этих
животных изображали на домах, я нашла не
один ответ. В северных сказках лев –
преданный человеку друг, служащий ему верой и правдой. Часто в народных русских
росписях лев более похож на собаку, чем на хищного зверя. Изображались они
стоящими на задних лапах, с поднятыми передними, а также стоящими или лежащими
в геральдической композиции по сторонам "древа" или цветов в вазоне с
грозно поднятой лапой.
Единорог
– конь с рогом на лбу – также встречается в северных росписях. Как правило, он
изображается стоящим на задних ногах. Самые ранние сведения о нем и его
изображения относятся к ХV в. Единорог (он же индрик или инрог) – мифическое
животное, образ которого, может быть, возник под воздействием восточных
культур. Носорог и конь соединились в образ одного зверя – единорога, причем по
преданию он был наделен особой силой, способной поражать злых людей и еретиков.
По другим легендам единорог – могущественное неведомое божество, становится
царем подземного царства. Чаще всего единорог и лев располагаются на фасаде по
сторонам вазона или дерева, иногда в позе схватки, символически воспроизводя
борьбу светлых и темных сил, дня и ночи. Чаще всего эти фигуры встречаются в
росписях Поважья.
Второй
момент. Лев и единорог - как обереги от злых духов. Лев, например, имел
охранительный смысл, а единорог символ Христа.
И
ещё одна гипотеза гласит, что лев является символом богатства, золота,
благополучия и процветания. Единорог же символизирует благородство, храбрость и
мудрость.
Или
вот ещё, лев является символом солнца, а единорог символом луны. В любом случае
оба эти мифологические животные – защита дома и его жителей от всего недоброго,
символ процветания рода и благополучия.
Вокруг
балкона и на арках шахматный рисунок,
поверх которого роспись (цветочный орнамент). Он выполнен в яркой гамме контрастных цветов:
синего, красного, зеленого, белого, желтого. Сейчас четко можно проследить лишь
два цвета – красный и зелёный. Рисунок вихреобразный, многоцветный. Его цель -
создать образ «прекрасного и доброплодного сада» — идеал крестьянской жизни.
Еще одним украшением дома была резьба. Резные ставни окошечек на втором этаже и
окна светелки, а также резной карниз по самому дому и по балкону разные. Выполнены все с разным
узором, что ещё больше привлекает внимание и заставляет удивляться выдумке
авторов всего этого простого крестьянского великолепия.
По
мнению М.И. Мильчик, автора книги «Монументальная живопись Поважья», расписывали этот дом известные в наших краях
«маляры» Петровские. Это жители д. Чурковской Благовещенского сельсовета.
Действительно при знакомстве с их творчеством
по материалам этнографических экспедиций я нашла много общих элементов в
росписи их дома и дома нашего.
Кроме
этого ещё одним доказательством может быть будет и тот факт, что очень тесно
общались и жили ранее благовещенцы и судромчане. Очень много браков заключено
между жителями этих деревень и до сих пор, у каждого второго есть родственники
в Благовещенском. Поля судромчан и благовещенцев за рекой также почти сливались. А две деревушки Заборье (наша) и Чушовская
(Благовещенск) были практически расположены рядом. Возможно, по каким-то
родственным связям и были приглашены Петровские в Судрому, но это уже мои
домыслы.
Внутренняя
планировка дома. Начинается дом с крылечка. Оно не высокое, выстроено прямо на
земле. Обычно рядом располагалось и второе парадное крыльцо, но у этого дома
его нет.
Заходим
в дом и попадаем в сени. Слева большая красивая лестница на второй этаж, а
справа дверь в нижнюю избу.
Под
лестницей устроен чулан. В нижней избе слева русская печь. Изба в два окна.
Справа небольшая узкая лестничка ведёт на второй этаж. Поднимаемся и
оказываемся в горнице. Здесь уже посветлее. В комнате четыре окна. Печь здесь
столбянка, труба от которой идет в кухню (верхняя изба). Это помещение
посередке дома, и там вторая русская печь.
Здесь
только одно окошечко, а вот далее - ещё одна горница. Это, пожалуй, самое
светлое помещение. Оно в пять окон. Два смотрят на лицевую сторону дома и три сбоку. Горница отделена от кухни
перегородками символическими. Все они набраны из филёнок. И каждая была
расписана. В кухне расписаны и дверцы шкафчиков и опечек. Основной цвет был
синий, а на нём растительные орнаменты. Увидеть своими глазами эти росписи мне
не удалось. Все они давно закрашены. Лишь кое-где облупившаяся краска позволяет
увидеть прежний цвет.
Филенки
перегородок в верхней горнице дома Поповых были украшены цветочным орнаментом.
Далее
из горницы можно выйти в сени на лестницу парадную. Здесь есть дверь. Таким
образом, дом можно обойти вкруговую.
Второе
крылечко с другой стороны, с противоположной.
Оно точная копия первого. Было сделано для удобства, на случай если в
доме будут проживать две семьи и для
безопасности. Чуть ближе вход в теплый
хлев для скота. Но, по мнению родственников семьи, скот здесь не держали, а
скорее был устроен какой-то погреб.
Жилая
часть дома большая, но его вторая часть – двор, ещё больше. Двор поделен на
поветь (сверху) и сам двор. На уровне первого этажа хлевы. Над хлевами с улицы
устроен взвоз. Настил широкий, удобный для того, чтобы въезжать с телегой можно
было спокойно. И тут же сенник. Рассмотреть более точно устройство двора я не
смогла, так как двор уже находится в полуразрушенном состоянии. Не смогу
описать я и комнатку на вышке. Вход туда по лестнице с сеней, но хозяин дома
отказался её показать, мотивировав это тем, что заходить туда опасно, пол
провалился.
Какие
ещё постройки есть у дома? Баня, колодец с воротом и, пожалуй, всё. Дом
огорожен. Говорят, что гумно и ещё амбар или конюшня были в конце деревни и
принадлежали тоже семье Поповых, но конкретно указать я их не могу, так как на
сегодняшний день эти постройки не существуют. По словам старожилов у многих
зажиточных прилучан амбары и гумна были вблизи Дурной (Глиняной горы). Там же
была и конюшня. Её живо помнят многие судромчане.
Немного
и о самой семье. Первый хозяин дома Попов Семён. Дом строил он для своей семьи.
Идея расписать дом принадлежала ему. У Семёна было двое сыновей Петр и Егор.
Старшего сына отец отделил. Им был куплен недостроенный дом в начале Прилука.
Петр со своей семьей (сам, жена, пятеро детишек) выехал. По словам его снохи
Поповой Валентины Ивановны (проживающей в д. Прилук сейчас) Петр Егорович долго
обижался на отца, мол, отселять надо было младшего сына. Да и детей больше было
у Петра. Ютились в зимовке. Перед был не доделан.
В
доме остался Егор с семьей и родителями. Ему же по наследству и отошёл дом.
Семья Попова Семёна была зажиточной,
работящей. Они держали большое хозяйство, скот: коров и коней.
Занимались земледелием. Работы сменялись в соответствии со сменой времени года:
весенний сев, сенокос, уборка зерновых, осенний сев, молотьба. Работы велись
вручную. Для этого имелся свой инвентарь, большая часть которого
изготавливалась, кроме железных деталей, самими хозяевами. Кроме земледелия
были и побочные приработки. Работали на лесохимии и на сплаве леса. В годы
коллективизации были вынуждены, как и многие отдать скот в общее коллективное
хозяйство. Тогда же они лишились и построек за деревней. Все они стали
принадлежать колхозу «Заря Свободы», созданному в 30-е годы из единоличных
хозяйств Прилука. В этом колхозе трудилась вся семья Поповых. Из скотины в
каждой семье оставлено было по корове.
Одна коровушка в таком большом дворе!
В
общем хозяйстве, по воспоминаниям
старожилов села, трудились так: землю обрабатывали конными плугами, жали и
молотили вручную. Урожай распределяли следующим образом: после засыпки
семенного фонда, страхового и сдачи обязательных поставок государству
оставшуюся часть распределяли между колхозниками по трудодням. Выходило очень
мало. Молоко от общественного стада сдавали государству, возили на маслозавод в
д. Пайтово. Сдавали государству и часть молочка от коров, находящихся в личном пользовании. Постепенно семьи
беднели, голод бывал в них частым гостем. Калечилось сознание людей, исчезала
вера в хорошее. И только дома оставались напоминанием некогда хорошей жизни.
Егор
Семенович старался, работал. Высокий, крепкого телосложения он был с детства
приучен к любому труду. При нем порядок в доме поддерживался, и уход за домом
был хороший. Вместе с женой Марфой Асекритовной они вырастили двоих детей: сына
Александра, 1928 года рождения и дочь Татьяну, 1940 года рождения. Егор
Семёнович умер раньше своей жены. Марфа Асекритовна дожила до 80 лет. Как
рассказывают её родственники, до самой смерти у неё не было ни одного седого
волоска. Впоследствии сын Александр жил здесь в доме, работал на сплаве леса.
Жил он одиноким, семьи не имел. Здесь он и умер. Дочь, окончив Вологодское
медицинское училище, проработала всю жизнь в больнице п. Ровдино. Её сейчас
тоже нет в живых. Дом затем был куплен соседом Поповых Поповым Николаем
Ивановичем. Николай Иванович произвел в доме небольшой ремонт. Обколотил стены
в верхней горнице, поправил обе печи (они глинобитные). Ну и уничтожил «весь
хлам». Под хламом подразумевался домашний скарб семьи. Когда я со своими
одноклассниками посещала этот дом Николай Иванович и водил нас. Услышав слова
об уничтожении «хлама» мы даже оцепенели. Ведь не осталось абсолютно ничего
об этой семье. Ни фотографий, ни
документов. Да и вещи из него, несомненно, были бы интересными для нас, но увы…
Николай
Иванович заботился по-своему о сохранении дома. Он хотел подправить двор ( двор
разрушается), забрал окна досками от воров. Мечтал, что в доме летом будет жить
сын с семьей. Несколько лет назад Николай Иванович тоже умер. На данный момент
дом бесхозный.
Вот,
пожалуй, и всё, что осталось нам в
память от дома Поповых. К сожалению, эти сведения скудны. Нет фотографий, и мы
не можем увидеть, каким был этот дом ранее. Как
он строился, с какой теплотой украшался и как гордо возвышался среди
своих собратьев. Очень жалко, что мы постепенно утрачиваем свои традиции.
Забываем о своих крестьянских корнях. Какими же были наши предки, если строили
дома-великаны. Взглянешь на старую деревню, и душа радуется, дома – красавцы.
Крепкие, большие, для больших дружных семей. А сейчас каждый дом наособицу,
архитектура не поймешь и какая (с миру по нитке). Интересно, что расскажут о
нас наши дети и внуки?
Мне
не передать словами, как я хочу, чтобы этот дом жил. Чтобы у него появился хозяин - настоящий,
преданный. И чтобы дом еще долгое время радовал нас своим видом.
Материал
предоставлен Домом детского творчества г. Вельска
|