Понедельник, 20.05.2024, 19:23
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

ВЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА

Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
История земли Вельской [42]
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Н Н Н Н
Н Н Нgoogle.com, pub-6128868224850603, DIRECT, f08c47fec0942fa0Н Рек

Вельск глазами гостей

Главная » Файлы » История земли Вельской » История земли Вельской

Дом Дмитриевых
26.07.2014, 09:37

Поликарпова Вероника, 8 класс  –  научный руководитель Горбунова А. Н., МБОУ «Судромская СОШ № 13» -- 2013 год

 

Да, не в том чудо, что дом укрывает нас и греет, что эти стены – наши. Чудо в том, что незаметно он передает нам запасы нежности – и она образует в сердце, в самой его глубине, неведомые пласты, где, точно воды родника, рождаются грезы. А. Сент-Экзюпери

 

История – это наше достояние, которое мы должны беречь, знать и помнить. Её мы собираем по частичкам, как мозаику с помощью архивных документов, летописей, памятников культуры. Среди множества последних,  особым памятником являются дома. Будучи  прямыми свидетелями  событий прошлого, они отражают стиль, культуру и нравы наших предков.

Дом, о котором пойдет речь, находится сейчас  в деревне Луневская  МО «Судромское».  Ранее это была деревня Бордуковская. В миру её называли Артемьево. Дом был построен Дмитрием Дмитриевым примерно в 60-70 годы 19 века. Сама деревня была достаточно богатой. Дома как на подбор, большие, крепкие. В 30-е годы 20 века там проживало порядка 16 семей, приблизительно 8о человек.                           

Рядом вплотную к Бордуковской примыкала деревня Луневская, в народе названа была Кривой, из-за множества поворотов. В деревне проживало 25 семейств, 125 человек. Обе деревушки  пострадали в годы коллективизации, так как там проживало много зажиточных, состоятельных крестьян. Все они были раскулачены, многие лишились имущества, некоторые семьи тайком уехали из Судромы навсегда.

Дом, принадлежавший  Дмитриевым, был двухэтажным. Скорее всего, хозяин тоже был из зажиточных крестьян. Об этом говорят  размеры дома и усадьбы. С выдумкой выстроенный, он имел центральный вход и по обе стороны 2 избы. Ну и конечно главным украшением огромного красавца дома были  росписи на фронтоне и портик с четырьмя колоннами.  Позволить себе украсить подобным образом дом мог далеко не каждый.

Обратившись к материалам школьного музея я узнала следующее. Фамилия Дмитриев  не совсем характерна для Судромы. Семейств с такой фамилией в начале 20 века было два. Одна в Артемьеве и еще одна на Иванском. В д. Иванское семья исчезла в 30-е годы. Дмитриевы в Артемьеве остались, а их потомки и по сей день живут в Судроме в д. Луневской.                     Остановимся подробнее на доме в д. Бордуковской. Как я сказала ранее, дом принадлежал Дмитрию Дмитриеву. Он имел двух сыновей Константина и Ивана. Когда братья выросли, они разделили отцовский дом на две части. Произошло это, по словам местных старожилов в результате конфликта. Был это конфликт личного характера, или семья просто пыталась уберечься от раскулачивания, как многие семьи в ту пору, отделявшие детей, разрушая крепкие хозяйства на несколько, я не знаю. Но тот факт, что жившие в основном доме хозяева, речь идёт об одной женщине пожилого возраста, проживающей в доме в 60-е,70-е годы, не общались с хозяевами второй половины дома, подтверждает наличие конфликта.

Раздел дома произошёл примерно в 30-е годы. Задняя  часть со всеми постройками  досталась Константину, а переднюю часть дома с росписями  забрал себе Иван. Уехала половинка дома совсем недалеко, через дорогу.

После раздела и переезда на новом месте появился не двухэтажный красавец  дом, а одноэтажный. Было  убрано  7 нижних  рядов. Этому свидетельствует номера, написанные на бревнах дома Ивана.

Еще одним подтверждением того, что дом перевезен, являются такие факты: странный неестественный вид дома на горе и сбитые неровно доски на фронтоне дома внизу. Собрать ровно, как должно быть хозяева вновь уже не смогли.

 

кажется, будет неправильно, поэтому свой рассказ буду  выстраивать, опираясь на исследования того и другого здания.

Итак, основной дом выстроен в конце 19 века. Стоял он на оживленном Московском тракте. Характерные городские веяния проникали с торговыми людьми на север, это влияние и выразилось в неком подражании городской архитектуре. Дом выстроен из сосны. Тип строительства старо-русский. Иначе его ещё называют угро-финским типом строительства. Дом  крестовой, но если рассчитывать стены, то получается необычное сочетание - 7 стен. Однако, внимательно исследуя расположение окон, я определила, что 7 стена не проходит сквозь все здание. С одной стороны раздел избы на 3 окна, с другой стороны на 2. То есть речь идёт о двух стенах. Значит дом крестовой шестистенок. Жилым был, скорее всего, только 1 этаж. На втором этаже по всему периметру только оконные проемы, без косяков. Они закрыты ставнями  или наглухо заколочены. Мне удалось побывать в доме. На уровне второго этажа ощущение такое будто дом только построили, а дальше доделать не успели. Но если учитывать то, что дата строительства дома относится к концу 19 века, возникает мысль, а может дом просто хотели переделать, и поэтому все убрано на втором этаже. Еще такая версия может быть рассмотрена: на втором этаже место под клети, а не для жилья. Одно могу сказать точно - дом строился под большую семью и более того, в нем могли жить несколько семей и каждая из них имела свой выход по  центру дома. 

Передняя часть дома была украшена росписями и балкончиком, за которым располагалась светёлка. Иван перевез перёд дома приблизительно в начале 20 века. По сведениям школьного музея Дмитриевы в 30-е годы проживали уже отдельно. В  основном доме жил Константин с дочерями Александрой и Анисьей. Сведений о его жене к тому моменту нет, значит, её уже не было в живых. Иван проживал с женой Евдокией Арсеньевной,  с сыном Александром, невесткой Елизаветой, внуком Владимиром и дочерью Марией. В дальнейшем Мария Ивановна жила отдельно в маленькой избушечке, тут же в деревне. Умерла она в 70-е годы. Односельчане вспоминали её  как очень доброго, хорошего человека. Мария Ивановна не имела семьи, она хорошо общалась и с детьми Ивана, и с сестрами двоюродными, дочерями Константина. Ходила и в тот, и в другой дом. После её смерти избушку убрали. После смерти Ивана в доме хозяином стал его сын Александр.

Иван оставил сыну дом в хорошем состоянии. К  перевезённому дому уже пристроили двор. Дом был огорожен.

 Александр Иванович  постарался сохранить его индивидуальность. Дом не обшивался. У самого Александра семья была большая. Детей имел он шесть. 1910 года рождения, он был участником Великой Отечественной войны. Имел награды. В деревне ему дали прозвище Сашка-коммунист. Так его и вспоминают по этому прозвищу сейчас. После войны работал в колхозе. Его жена была женщиной тихой, незаметной. Как говорили односельчане, немного забитой. На то конечно были и причины: большое семейство и тяжёлый труд в сельском хозяйстве, плюс ещё и своя животинка.

 Все дети выросли, разъехались. В деревне остался сын Николай. По каким-то причинам дом был продан семье Жильцовых, которые выехали из-за реки. Там ликвидировались деревни. Происходило это в 70-е годы. Николай с семьёй жил уже в доме дяди Константина на горе. Потом в конце  90-х г.г. по причине плохого состояния дома он с семьёй переехал. Жильцовы в доме Ивана переложили печи, так как старые печи находились в плачевном состоянии, и топить их было нельзя. Хотели они обшить и дом, но сельсовет запретил им это делать, так как дом был признан памятником архитектуры. Сейчас дом перешёл в руки новых хозяев. Ими стала приезжая семья Киселевых. Новые хозяева  на сегодняшний день ничего в доме не меняли, весь фасад дома остается в неизменном виде. Правда сказываются годы, и дом ветшает. Со стороны дороги появилась обшивка. Она желтого цвета. В какое время это сделали, я узнать  не смогла.                                                                                    Росписи привлекают внимание и по сей день.  В Судроме два таких расписных дома. Второй  дом находится в деревне Прилук. В нем жила семья Поповых.  Семья зажиточных крестьян. Дом был выстроен отцом для двух своих сыновей. Жить собирались вместе, дружно работали, имели крепкое хозяйство. Дом был расписан для того, чтобы глаз радовал и богатство да процветание своим хозяевам приносил.

Росписи выполняли братья Петровские из соседнего села Благовещенское.  Я считаю, что дом Дмитриевых украшали те же мастера и примерно в то же самое время. Вот некоторые доводы в подтверждение сказанного.

На фасаде домов  изображены лев и единорог. В обоих случаях лев слева, единорог справа. Похожи оба изображения, разница лишь в том, что у Поповых лев и единорог изображены в фас, а у Дмитриевых в профиль. Думаю, что это было сделано специально, чтобы как-то по-разному выглядели росписи, не копировали друг друга. У льва на доме Дмитриевых высунут красного цвета язык, у Поповых лев оскалил зубы. (Приложение 10)

У Дмитриевых свесы кровли украшены цветочным орнаментом разных цветов, а у Поповых свесы выкрашены разными цветами, симметрично, ровными фигурами, а сверху тот же похожий орнамент. 

  У Дмитриевых  орнамент и на фронтоне у изображений льва и единорога. Присутствует он и на своде портика. Но очень трудно воссоздать полную картину росписи дома. Поперечные дощечки приколочены вдоль всей кровли. Некоторые имеют следы краски, некоторые будто не отсюда и приколочены для поддержки. Есть, как и у Поповых, шахматный рисунок на своде четырехколонного портика, но он не выдержан до конца и исчезает уже на половине.

Одинаковые травяные узоры на стене над окном светёлки у обоих домов. В отличие от Поповых на доме Дмитриевых отсутствует балкон как таковой. Есть портик, а перил балкона нет.                                                                           Краски, использованные мастерами, одинаковые. Это красные, желтые, зеленые, синие цвета. Очень трудно сегодня сравнивать росписи, на доме Дмитриевых они утратили своё первоначальное состояние, подвергались восстановлению потом, но видно, что неудачно.                                                          Я мысленно попыталась воссоздать картину дома до раздела. Дом огромный в 2 этажа, на нем затейливые завитушки и изображения. Каким должно быть творческим человеком был его первый хозяин, если решил, что символом процветания и могущества семьи будут украшения на доме. Что же символизировали  эти росписи?

В северных сказках лев  представляется верным для человека другом, служащий ему верой и правдой. Изображался стоящим на задних лапах, с поднятыми передними, а также стоящим  или лежащим в геральдической композиции по сторонам "древа" или цветов в вазоне с грозно поднятой лапой.  Единорог – конь с рогом на лбу. Часто  он изображается стоящим на задних ногах. Самые ранние сведения о нем и его изображения относятся к ХV в. Единорог (он же индрик или инрог) – мифическое животное, образ которого, может быть, возник под воздействием восточных культур. Носорог и конь соединились в образ одного зверя – единорога, причем по преданию он был наделен особой силой, способной поражать злых людей и еретиков. Чаще всего единорог и лев располагаются на фасаде по сторонам вазона или дерева, иногда в позе схватки, символически воспроизводя борьбу светлых и темных сил, дня и ночи. Чаще всего эти фигуры встречаются в росписях Поважья.    Лев и единорог - это обереги от злых духов. Лев, например, имел охранительный смысл, а единорог символ Христа. Лев являлся символом богатства, золота, благополучия и процветания. Единорог символизировал благородство, храбрость и мудрость. Лев -  символ солнца, а единорог луны. В целом  оба эти мифологические животные – защита дома и его жителей от всего недоброго, символ процветания рода и благополучия. Травянистый рисунок создаёт образ добротного сада – идеал крестьянской жизни.

Действительно неслучайно хозяин дома-богатыря так украсил его. Скорее всего, имел он виды на добротное большое хозяйство, мечтал о большой семье, которая всегда под одним кровом будет жить. Не получилось так, как хотелось. Что стало тому виной – людские разногласия или тяжелое время, когда становилась на ноги молодая советская власть, так больно ударившая по крестьянину-середняку, неизвестно. Простоял долгие годы дом Константина. Вызывал он недоуменные взгляды проезжавших мимо, своей нелепостью. Сейчас доживает последние годы с провалившейся кровлей, с занесенным снегом жилым помещением. Не остался у семьи и дом Ивана, отошёл чужим людям. Стоит, сделанный на века, крепится. Я очень рада, что занялась исследованием жизни этих домов, оказавшихся когда-то одним большим домом. Порой я чувствовала, что и сами дома нуждались во мне. Они рассказывали наперебой  свою грустную историю. Жаловались на тяжелую судьбу, разлучившую их на века. Заканчивая работу, я узнала от своих родных, что мой прадед дружил с Константином. Был он кузнецом и дверные кольца на дверях дома выковал, скорее всего, он. Работая над темой исследования, я пришла к выводу, что дома не были простыми сооружениями для людей. Они имели свою душу, жили, дышали вместе с хозяевами. Есть добротные дома, рассказывающие неспеша истории своих семей, а есть такие печальные как этот, разделённый на две части дом, потерявшийся в жестоком мире, холодный и одинокий брошенный дом.

 

 

 

Материал предоставлен Домом детского творчества г. Вельска

 

 

Категория: История земли Вельской | Добавил: админ
Просмотров: 1206 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
ComForm">
avatar