Чиркова Диана, 12
лет
МБОУ «Благовещенская СОШ №5» - научный руководитель: Замятина О.В -- 2012 год.
За последние десятилетия сделано немало для изучения
многих видов народного искусства Русского Севера, однако этого нельзя сказать о
росписях крестьянских домов. Большинство крестьянских домов Севера,
украшавшихся росписями, это типичные жилые постройки. Когда хозяева приглашали
для работы мастера, тот расписывал не только сам дом, но и отдельные предметы:
шкафчики, двери, столы, лавки. Художники ходили по окрестным деревням, часто с
детьми, которые, помогая им, постигали тонкости ремесла. Стилевое единство
росписей определялось как местной художественной традицией, так и
индивидуальной манерой исполнителя.
В своей работе «История одного дома. Алёшкин дом» я
попытаюсь рассказать о мастерах домовой
живописи Петровских и их родовом гнезде.
В ходе выполнения работы я побывала в Вельском
краеведческом музее, где ознакомилась с художественными материалами по данному
вопросу, посмотрела видеофильм про Алешкин дом, узнала много интересного про
семью Петровских. Полученные знания мне пригодятся для общего развития и для
уроков по краеведению.
1. Петровские
– мастера домовой живописи.
Петровские – семья потомственных живописцев из деревни
Чурковская Воскресенского сельского общества Благовещенской волости Шенкурского
уезда.
Алексей Иванович
(1821-1893) был церковным живописцем, далеко известным в округе, выполнял
живописные и малярные работы на заказ и получал от этого доход, это обязательно
нашло бы отражение в подворных описях. О нем сохранилась память, как о строгом
хозяине. Умер А.И. Петровский в 1893 году, когда возвращался с
Евдокиевской ярмарки, его насмерть
ушибла лошадь.
У него осталось три сына Никифор(1842-1903), Василий
(1848-1905) и Алексей (1859-1912). Оба старших брата Никифор и Василий, как и
отец, были малярами. Василий через два года после смерти отца красил церковь в
Деревне Порог, упал с купола, после чего пролежал парализованным 10 лет.
Никифор Алексеевич унаследовавший двор отца, значится в
материалах Первой Всероссийской переписи населения 1897 года, как земледелец, хозяин. Дополнительные занятия:
маляр, катальщик обуви - одиночка.
Его старший сын
Петр Никифорович (1873-1945), в 1897
году находился на военной службе в солдатах. После военной службы Петр вернулся
домой. Именно ему суждено было стать
последним живописцем в этой семье. Его почерк оказался ближе всего к прялочному
типу росписи.
Второй сын Никифора, внук Алексея Ивановича, Александр
Никифорович в 1890-е годы вслед за дядей Алексеем уехал в Санкт-Петербург, но о
его занятиях там ничего не было известно. В 1897 году, согласно материалам
переписи, Александр проживал в Санкт-Петербурге и служил приказчиком в
магазине.
Учеником в малярном деле и катальном ремесле был третий
сын Никифора – Иван Никифорович, которому в 1897 году отроду было 17 лет.
Средний сын Алексея Ивановича - Василий числится по переписи земледельцем при брате и маляром.
Младший сын Алексея Ивановича – Алексей в конце 1870
годов уехал на заработки в Петербург, чем он там занимался неизвестно, хотя, по
рассказам чурковских стариков, вроде как А.А. Петровский с племянником,
Александром Никифоровичем, промышляли там «малярным делом» даже в царских
дворцах. Согласно материалам переписи, в 1897 году Алексей Алексеевич проживал
в Санкт-Петербурге с женой и двухлетним сыном, числясь «казенным маляром», так
что профессиональное занятие малярным делом Алексея Алексеевича подтверждается.
Творчество
Петровских отличалось сложной и подчас противоречивой природой. В нем
широко использовались мотивы классицистического декора, примитивной портретной
живописи, которые были широко распространены у «комнатных живописцев»,
традиционного народного искусства и иконописных приемов.
2. Родовой дом Петровских – Алешкин дом.
В нескольких
километрах от Благовещенска, между Вагой и Устьей, до начала 70-х годов стояла
большая деревня Чурковская. В настоящее время в этой деревне зимой никто не
живет, и только летом приезжают в один дом, в конце деревни… По соседству, в
конце прошлого века, жилым был еще один дом, который в народе прозвали
Алешкиным.
Дом этот в деревне
называли Алёшкиным — по имени Алексея Ивановича Петровского (1821-1893),
бывшего главой семейства на протяжении всей второй половины позапрошлого века.
На протяжении второй половины 19 века дом принадлежал Алексею Ивановичу
Петровскому, с которым связана переборка дома в 1860-х годах и формирование семьи потомственных
живописцев.
Дом рублен из
лиственницы-самой долговечной
породы, то неудивительно, что он существует до настоящего времени. В прошлом это дом-двор (2). Он имел не только переднюю избу и горницу (1),
двор с поветью (5), клетями (3) и хлевом, но и еще, по крайней мере, две зимние избы – заднюю и боковую «в два жира» - этажа. В 1873 года во всем
доме жило 10 человек: Алексей Иванович с женой Матреной Андреевной, семья их
сына Никифора и еще пять несемейных детей. Несложно предположить, что Петровские,
имея таланты к художествам, сами расписали свой собственный дом.
Фронтон дома акцентирован дугообразным в плане балконом. Трехчастное
окно светелки (вышки) обрамлено двумя полуколонками. На фронтоне еще сохраняются
остатки росписи: под окном вышки написано фальшивое полуциркульное окно с
лучевой расстекловкой, среднюю часть фронтона отделяют полуколонки, по подшивке
свеса кровли над фронтоном написаны
«сухарики» — попытка изобразительными средствами вызвать ассоциации с усадебным
домом или городским особняком.
Подшивку балкона украшал портрет (не сохранился),
вписанный в круг. По сторонам от него изображены лев и единорог. Эти же звери
повторены и на самом фронтоне, но лев представлен не в профиль, а повернувшим
голову к зрителю. На фронтоне Алёшкиного дома оба зверя мирно сосуществуют друг
с другом, оплетенные пышным цветочным орнаментом, теперь уже почти незаметным. В углах фронтона также
изображены животные: слева как бы выглядывает бык, справа — еще один лев, но
уже не «восставший», а со скрещенными лапами. Некогда грозные стражи дворцов и
храмов, здесь, в Чурковской, превращаются в почти домашних животных,
свидетельствующих о достатке семьи, о красоте и великолепии окружающего мира.
Ориентация на убранство городских домов проявилась и в
своеобразной «портретной галерее», состоявшей из парадного портрета в рост
главы семейства, поясных портретов членов царствующего дома и бытовых - членов
семьи.
На входной двери старик в полный рост, с седой бородой, в
трехчетвертном повороте, как бы возвращающийся в дом после охоты на медведя. На
его левом плече-ружье, в правой руке - рогатина, через плечо - сумка. На голове
- картуз, на ногах - сапоги. В правом
верхнем углу надпись: «ОХОТНИКЪ». Согласно семейному преданию, это портрет
предка.
На дверях, расположенных между горницей и избой, со
стороны, обращенной к горнице, вверху левой створки в полный рост изображен
щеголь в цилиндре и сюртуке, с тростью и сигарой. Нижняя часть филенки (7)
расчерчена ромбиками, условно представляющими пол. Вверху правой створки -
охотник с ружьем и собакой, которой он правой рукой указывает на дерево, где
находится дичь. На средних филенках
изображены крестьянин с бараном (слева) и бегущий олень (справа). На нижних
филенках - монохромный растительный
орнамент (морозом).
На створках посудного шкафа, обращенного к основному
пространству избы, по словам последней хозяйки дома М.М. Петровской
(1905-1983), -портреты двух сыновей Алексея Ивановича: слева - старшего Василия
(1848-1905), справа - младшего Алексея (1859 - после 1912). Первый - молодой,
но уже степенный крестьянин в темно-красной рубахе - изображен строго
фронтально, на условном голубом фоне. Младший - юноша с резко повернутой
головой и открытым взглядом. Облачен он в городской костюм: двубортный сюртук,
рубашка со стоячим воротничком, шейный платок. В этих двух портретах,
предназначенных всегда находиться рядом, как бы сопоставлены два характера, два
типа, а может быть, и две судьбы: первый воплощает в себе спокойствие, уверенность,
статику: второй, наоборот, динамичный , порывист.
В Алешкином доме живописные портреты и сюжетные росписи
заменили лубочные картинки, составлявшие
непременный элемент убранства крестьянских домов.
Наряду с
портретами и сюжетными композициями активную роль в создании интерьера
Алешкиного дома играет орнамент. По
периметру стен горницы проходит обойная панель. В избе тот же травный орнамент акцентирует такой
важный элемент, как матицу (4), которую в
древности считалась символической охранительницей дома, границей между
верхом и низом.
Роспись в
Алешкином доме организовывала интерьер,
определенным образом выделяя его конструктивные части. Так, печной столб и
вторая стойка опечья разделаны «под мрамор», воронцы и посудный шкаф - «под
дуб», охрой и синим «подчеркнуты»
профили косяков дверного проема в горницу, пристенных лавок.
Говоря о декоре этого удивительного дома, нельзя не
упомянуть плащаницу, написанную на
холсте, она дает нам единственную возможность представить весьма значительную,
если не основную, область деятельности семейного коллектива - роспись местных церквей, без чего искусство
Петровских не может быть достаточно полно понято и оценено. Плащаница имела
обычный для нее сюжет - «Положение во гроб», но висела на стене в рамке, как картина. Это еще один момент, сближавший
горницу с залом городского дома.
Алешкин дом, несмотря на некоторые утраты, донес до нас
редчайший образец народной декоративно-монументальной живописи. Более полувека
он являлся настоящим законодателем художественных вкусов сельского населения.
Еще в прошлом веке было сохранено частично или полностью более десяти домов.
Петровские
потомственные мастера-живописцы, создавшие целое направление в домовой
росписи. Их дом отразил стремление сделать свое родовое гнездо
своеобразной выставкой семейного мастерства, соединившей традиции крестьянского
и городского полупрофессионального искусства. Дом был расписан двумя
поколениями художников, этому свидетельствует тот факт, что в доме появилось
городское оформление: портреты, плащаница в виде картины.
К сожалению, дерево это такой материал, который не
является вечным. В настоящее время дом разрушается, в него уже страшно
заходить, но находятся смельчаки, которые заходят внутрь и любуются до сих пор
сохранившейся росписью.
Глоссарий
1. Горница
– светлая комната в деревянном доме, расположенная в верхней части дома.
2. Дом-двор
– крестьянский дом со всеми хозяйственными постройками; отдельное крестьянское
хозяйство.
3. Клеть
– кладовая при избе или в отдельной постройке.
4. Матица
– потолочная балка. На матицу укладывают все бревна крыши. Эта потолочная балка
служит опорой всем остальным бревнам, как мать своим детям.
5. Поветь
– помещение под навесом на крестьянском дворе.
6. Приказчик
– наемный служащий в торговом заведении, продавец.
7. Филенка
(дверная) – тонкая доска или фанера, вставляемая в какую-нибудь раму.
Список литературы:
1. Ожегов
С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражени
/Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. – 4-е
изд., дополненное. – М.: ООО «ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», 2003. - 944 стр.
2. Архангельская
область: Словарь-справочник для младших школьников / Науч. Ред. Э.И.Николаева;
Отв. Ред. И сост. Е.В.Михайленко. – 3-е изд., перераб. И доп. – Архангельск:
ГОУ «Архангельский областной институт переподготовки и повышения квалификации
работников образования», 2010. – 130 с.
3. Важский край : источниковедение ,история ,культура:
Исследования и материалы, - Вельск,2002. – 240 с. : ил, [8] л. ил.
4. Крестьянская
живопись Поважья. Из собраний музеев Архангельской области: Каталог /Сост. Т.М.Кольцова.- М.,2003.-368
с., илл.
5. Памятники
архангельского Севера: [Сборник/Сост. А. А. Куратов; вступ. Ст. М.И.
Меньшикокова]. –Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1991.-286 с., 16 л. ил.
6. Памятники
культуры. Новые открытия: Ежегодник. 1989
/ Сост. Т. Б. Князевская. - М.: Наука, 1990. - 480 с.
7. Памятники
культуры. Новые открытия. 1993 / Сост.
Т. Б. Князевская. - М.: Наука, 1994.-544 с.
8. Архангельская
область: Словарь-справочник для младших школьников / Науч. Ред. Э.И.Николаева;
Отв. Ред. И сост. Е.В.Михайленко. – 3-е изд., перераб. И доп. – Архангельск:
ГОУ «Архангельский областной институт переподготовки и повышения квалификации
работников образования», 2010. – 130 с.
Из цикла: Вельская история глазами детей
Материал предоставлен Домом детского творчества г.
Вельска |