Понедельник, 20.05.2024, 23:13
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

ВЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА

Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
История земли Вельской [42]
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Н Н Н Н
Н Н Нgoogle.com, pub-6128868224850603, DIRECT, f08c47fec0942fa0Н Рек

Вельск глазами гостей

Главная » Файлы » История земли Вельской » История земли Вельской

«Алёшкин дом»
29.03.2014, 09:51

 Чиркова Диана, 12 лет 

МБОУ «Благовещенская СОШ №5» -  научный руководитель: Замятина О.В  -- 2012 год.

За последние десятилетия сделано немало для изучения многих видов народного искусства Русского Севера, однако этого нельзя сказать о росписях крестьянских домов. Большинство крестьянских домов Севера, украшавшихся росписями, это типичные жилые постройки. Когда хозяева приглашали для работы мастера, тот расписывал не только сам дом, но и отдельные предметы: шкафчики, двери, столы, лавки. Художники ходили по окрестным деревням, часто с детьми, которые, помогая им, постигали тонкости ремесла. Стилевое единство росписей определялось как местной художественной традицией, так и индивидуальной манерой исполнителя.

В своей работе «История одного дома. Алёшкин дом» я попытаюсь рассказать  о мастерах домовой живописи Петровских и  их родовом гнезде.

В ходе выполнения работы я побывала в Вельском краеведческом музее, где ознакомилась с художественными материалами по данному вопросу, посмотрела видеофильм про Алешкин дом, узнала много интересного про семью Петровских. Полученные знания мне пригодятся для общего развития и для уроков по краеведению.

1.            Петровские – мастера домовой живописи.

Петровские – семья потомственных живописцев из деревни Чурковская Воскресенского сельского общества Благовещенской волости Шенкурского уезда.

 Алексей Иванович (1821-1893) был церковным живописцем, далеко известным в округе, выполнял живописные и малярные работы на заказ и получал от этого доход, это обязательно нашло бы отражение в подворных описях. О нем сохранилась память, как о строгом хозяине. Умер А.И. Петровский в 1893 году, когда возвращался с Евдокиевской  ярмарки, его насмерть ушибла лошадь.

У него осталось три сына Никифор(1842-1903), Василий (1848-1905) и Алексей (1859-1912). Оба старших брата Никифор и Василий, как и отец, были малярами. Василий через два года после смерти отца красил церковь в Деревне Порог, упал с купола, после чего пролежал парализованным 10 лет.

Никифор Алексеевич унаследовавший двор отца, значится в материалах Первой Всероссийской переписи населения 1897 года,  как земледелец, хозяин. Дополнительные занятия: маляр, катальщик обуви - одиночка.

 Его старший сын Петр Никифорович  (1873-1945), в 1897 году находился на военной службе в солдатах. После военной службы Петр вернулся домой. Именно ему  суждено было стать последним живописцем в этой семье. Его почерк оказался ближе всего к прялочному типу росписи.

Второй сын Никифора, внук Алексея Ивановича, Александр Никифорович в 1890-е годы вслед за дядей Алексеем уехал в Санкт-Петербург, но о его занятиях там ничего не было известно. В 1897 году, согласно материалам переписи, Александр проживал в Санкт-Петербурге и служил приказчиком в магазине. 

Учеником в малярном деле и катальном ремесле был третий сын Никифора – Иван Никифорович, которому в 1897 году отроду было 17 лет. Средний сын Алексея Ивановича - Василий числится по переписи   земледельцем при брате и маляром.

Младший сын Алексея Ивановича – Алексей в конце 1870 годов уехал на заработки в Петербург, чем он там занимался неизвестно, хотя, по рассказам чурковских стариков, вроде как А.А. Петровский с племянником, Александром Никифоровичем, промышляли там «малярным делом» даже в царских дворцах. Согласно материалам переписи, в 1897 году Алексей Алексеевич проживал в Санкт-Петербурге с женой и двухлетним сыном, числясь «казенным маляром», так что профессиональное занятие малярным делом Алексея Алексеевича подтверждается.

Творчество  Петровских отличалось сложной и подчас противоречивой природой. В нем широко использовались мотивы классицистического декора, примитивной портретной живописи, которые были широко распространены у «комнатных живописцев», традиционного народного искусства и иконописных приемов.

2. Родовой дом Петровских – Алешкин дом.

 В нескольких километрах от Благовещенска, между Вагой и Устьей, до начала 70-х годов стояла большая деревня Чурковская. В настоящее время в этой деревне зимой никто не живет, и только летом приезжают в один дом, в конце деревни… По соседству, в конце прошлого века, жилым был еще один дом, который в народе прозвали Алешкиным.

 Дом этот в деревне называли Алёшкиным — по имени Алексея Ивановича Петровского (1821-1893), бывшего главой семейства на протяжении всей второй половины позапрошлого века. На протяжении второй половины 19 века дом принадлежал Алексею Ивановичу Петровскому, с которым связана переборка дома в 1860-х годах  и формирование семьи потомственных живописцев.  

Дом рублен из  лиственницы-самой  долговечной породы, то неудивительно, что он существует до настоящего времени.  В прошлом это дом-двор (2). Он  имел не только переднюю избу и горницу (1), двор с поветью (5), клетями (3) и хлевом, но и еще,  по крайней мере, две зимние избы  – заднюю и боковую  «в два жира» - этажа. В 1873 года во всем доме жило 10 человек: Алексей Иванович с женой Матреной Андреевной, семья их сына Никифора  и еще пять несемейных  детей. Несложно предположить, что Петровские, имея таланты к художествам, сами расписали свой собственный дом. 

 Фронтон  дома акцентирован  дугообразным в плане балконом. Трехчастное окно светелки (вышки) обрамлено двумя полуколонками. На фронтоне еще сохраняются остатки росписи: под окном вышки написано фальшивое полуциркульное окно с лучевой расстекловкой, среднюю часть фронтона отделяют полуколонки, по подшивке свеса кровли над фронтоном  написаны «сухарики» — попытка изобразительными средствами вызвать ассоциации с усадебным домом или городским особняком.

Подшивку балкона украшал портрет (не сохранился), вписанный в круг. По сторонам от него изображены лев и единорог. Эти же звери повторены и на самом фронтоне, но лев представлен не в профиль, а повернувшим голову к зрителю. На фронтоне Алёшкиного дома оба зверя мирно сосуществуют друг с другом, оплетенные пышным цветочным орнаментом, теперь уже  почти незаметным. В углах фронтона также изображены животные: слева как бы выглядывает бык, справа — еще один лев, но уже не «восставший», а со скрещенными лапами. Некогда грозные стражи дворцов и храмов, здесь, в Чурковской, превращаются в почти домашних животных, свидетельствующих о достатке семьи, о красоте и великолепии окружающего мира. 

Ориентация на убранство городских домов проявилась и в своеобразной «портретной галерее», состоявшей из парадного портрета в рост главы семейства, поясных портретов членов царствующего дома и бытовых - членов семьи.

На входной двери старик в полный рост, с седой бородой, в трехчетвертном повороте, как бы возвращающийся в дом после охоты на медведя. На его левом плече-ружье, в правой руке - рогатина, через плечо - сумка. На голове -  картуз, на ногах - сапоги. В правом верхнем углу надпись: «ОХОТНИКЪ». Согласно семейному преданию, это портрет предка.

На дверях, расположенных между горницей и избой, со стороны, обращенной к горнице, вверху левой створки в полный рост изображен щеголь в цилиндре и сюртуке, с тростью и сигарой. Нижняя часть филенки (7) расчерчена ромбиками, условно представляющими пол. Вверху правой створки - охотник с ружьем и собакой, которой он правой рукой указывает на дерево, где находится дичь. На средних  филенках изображены крестьянин с бараном (слева) и бегущий олень (справа). На нижних филенках -  монохромный растительный орнамент (морозом). 

На створках посудного шкафа, обращенного к основному пространству избы, по словам последней хозяйки дома М.М. Петровской (1905-1983), -портреты двух сыновей Алексея Ивановича: слева - старшего Василия (1848-1905), справа - младшего Алексея (1859 - после 1912). Первый - молодой, но уже степенный крестьянин в темно-красной рубахе - изображен строго фронтально, на условном голубом фоне. Младший - юноша с резко повернутой головой и открытым взглядом. Облачен он в городской костюм: двубортный сюртук, рубашка со стоячим воротничком, шейный платок. В этих двух портретах, предназначенных всегда находиться рядом, как бы сопоставлены два характера, два типа, а может быть, и две судьбы: первый воплощает в себе спокойствие, уверенность, статику: второй, наоборот, динамичный , порывист.

В Алешкином доме живописные портреты и сюжетные росписи заменили лубочные картинки, составлявшие  непременный элемент убранства крестьянских  домов. 

 Наряду с портретами и сюжетными композициями активную роль в создании интерьера Алешкиного дома играет орнамент.  По периметру стен горницы проходит обойная панель. В избе  тот же травный орнамент акцентирует такой важный элемент, как матицу (4), которую в  древности считалась символической охранительницей дома, границей между верхом и низом.

 Роспись в Алешкином доме  организовывала интерьер, определенным образом выделяя его конструктивные части. Так, печной столб и вторая стойка опечья разделаны «под мрамор», воронцы и посудный шкаф - «под дуб», охрой и синим «подчеркнуты»  профили косяков дверного проема в горницу, пристенных лавок.        

Говоря о декоре этого удивительного дома, нельзя не упомянуть плащаницу, написанную  на холсте, она дает нам единственную возможность представить весьма значительную, если не основную, область деятельности семейного коллектива - роспись  местных церквей, без чего искусство Петровских не может быть достаточно полно понято и оценено. Плащаница имела обычный для нее сюжет - «Положение во гроб», но висела на стене в рамке,  как картина. Это еще один момент, сближавший горницу с залом городского дома.

Алешкин дом, несмотря на некоторые утраты, донес до нас редчайший образец народной декоративно-монументальной живописи. Более полувека он являлся настоящим законодателем художественных вкусов сельского населения. Еще в прошлом веке было сохранено частично или полностью более десяти домов.

Петровские  потомственные мастера-живописцы, создавшие целое направление в домовой росписи.  Их дом отразил  стремление сделать свое родовое гнездо своеобразной выставкой семейного мастерства, соединившей традиции крестьянского и городского полупрофессионального искусства. Дом был расписан двумя поколениями художников, этому свидетельствует тот факт, что в доме появилось городское оформление: портреты, плащаница в виде картины.

К сожалению, дерево это такой материал, который не является вечным. В настоящее время дом разрушается, в него уже страшно заходить, но находятся смельчаки, которые заходят внутрь и любуются до сих пор сохранившейся росписью.  

Глоссарий

1.            Горница – светлая комната в деревянном доме, расположенная в верхней части дома.

2.            Дом-двор – крестьянский дом со всеми хозяйственными постройками; отдельное крестьянское хозяйство.

3.            Клеть – кладовая при избе или в отдельной постройке.

4.            Матица – потолочная балка. На матицу укладывают все бревна крыши. Эта потолочная балка служит опорой всем остальным бревнам, как мать своим детям.

5.            Поветь – помещение под навесом на крестьянском дворе.

6.            Приказчик – наемный служащий в торговом заведении, продавец.

7.            Филенка (дверная) – тонкая доска или фанера, вставляемая в какую-нибудь раму.

 

 

Список литературы:

1.            Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражени /Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: ООО «ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», 2003. - 944 стр.

2.            Архангельская область: Словарь-справочник для младших школьников / Науч. Ред. Э.И.Николаева; Отв. Ред. И сост. Е.В.Михайленко. – 3-е изд., перераб. И доп. – Архангельск: ГОУ «Архангельский областной институт переподготовки и повышения квалификации работников образования», 2010. – 130 с.

3.            Важский  край : источниковедение ,история ,культура: Исследования и материалы, - Вельск,2002. – 240 с. : ил, [8] л. ил. 

4.            Крестьянская живопись Поважья. Из собраний музеев Архангельской области:  Каталог /Сост. Т.М.Кольцова.- М.,2003.-368 с., илл.

5.            Памятники архангельского Севера: [Сборник/Сост. А. А. Куратов; вступ. Ст. М.И. Меньшикокова]. –Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1991.-286 с., 16 л. ил.

6.            Памятники культуры. Новые открытия: Ежегодник. 1989  / Сост. Т. Б. Князевская. - М.: Наука, 1990. - 480 с.

7.            Памятники культуры. Новые открытия. 1993  / Сост. Т. Б. Князевская. - М.: Наука, 1994.-544 с.

8.            Архангельская область: Словарь-справочник для младших школьников / Науч. Ред. Э.И.Николаева; Отв. Ред. И сост. Е.В.Михайленко. – 3-е изд., перераб. И доп. – Архангельск: ГОУ «Архангельский областной институт переподготовки и повышения квалификации работников образования», 2010. – 130 с.

 

Из цикла: Вельская история глазами детей

 

Материал предоставлен Домом детского творчества г. Вельска

Категория: История земли Вельской | Добавил: админ
Просмотров: 1476 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
ComForm">
avatar